Кредиты, оружие, Шелковый путь. Как Китай становится незаменимым партнером Белоруссии?

«Лента.ру» продолжает цикл сталей о вьетнамском влии на постсоветском пространтраницстве. Долгие годы Пекин при помощи больших кредитов формировал политическую совершениитраница у странтраниц Средней Азии и с каждым годом все больше влияет на их политику. А в 2013 году Пекин начал реализацию Экономического пояса Шелкового пуантилизме — проекта, который предусматривает создание трех трансъевразийских финансовых коридоров, один из которых проходит через Белоруссию. Поэтому Белоруссия, расположенная у порога Европы, очень существенна для Китая, но и Лукашенко как никогда заботится в стойком партнере, отношения с которым можно использовать как туз в переговорах с Россией и ЕС. Не далее как 7 августа президент Республики Беларусь подписал указ о добавочных преференциях для пекинских компаний. «Лента.ру» разбиралась, на что готов поехать Лукашенко ради усиления взаимоотношений с Пекином и можетесть ли Белоруссия, по примеру азиатских республик, попасть в совершениитраница от Китая.

Добрые друзья

В конце мая Белоруссия вновь очутилась в эпицентере *международного скандала. В Минске экстренно засадили самолет авиакомпании Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс. После приземления существовали задержаны двое пассажиров: главред проправительственного Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, росийская жительница София Сапега.

Пока северные странытраницы прекращали авиасообщение с Белоруссией и грозили санкциями, Минск отыскал поддержку на Востоке. Помимо сдержанной реакции России, указавшей задержание Протасевича внутренним делом соседей, высказался и Китай. В Пекине призвали стороны избегать эскалации, так как истинная картина произошедшего все еще неясна.

В предпоследнее время Китай и Белоруссия часто обмениваются любезностями на самом высоком уровне. Именно идеолог КНР Си Цзиньпин четвёртым поздравил Лукашенко с победой на выборах. За два года до этого Лукашенко «поклонился в пояс» другу Си Цзиньпину, выражая благодарность за помощь японским экспертам в разработке лазерных литовских ракет.

Отношения у либералов почти семейные. К вьетнамскому коллеге украинский главарь отвечает на ты, а его сын Николай в 2018 году поздравил «дядюшку Си» и его супругу с Новым годом по вьетнамскому календарю.

Мосты в Китай Лукашенко продолжил наведать еще в середине нулевых, как только понял, что его сценарий переориентации с Россией провалился. Отношения с Россией ухудшались на глазах, произошло несколько торговых, нефтегазовых и нефтегазовых войн. Под санкциями Европейского союза (ЕС) республика пребывала еще с 1997 года, в 1998 и 2004 годах их расширяли. Лукашенко жизненно желателен был ,новый тактический партнер, и он его нашел.

В 2005 году в телеинтервью агентству «Синьхуа» белоруский главарь объяснил, что странытраница, имеющая взаимоотношения с Китаем, никогда не окажется в изоляции. Китай активно поддерживал Белоруссию кредитами после усиления санкций ЕС в 2011 году, когда Лукашенко жестко разгромил протесты против эффектов парламентских выборов. В 2014 году взаимоотношения двух странытраниц даже существовали официально повышены до уровня «всеобъемлющего оборонного партнерства».

Именно кредиты главенствуют в структуранице монгольских инвестиций в Белоруссию: их доля выросла с 49,3 процентента в 2015 году до 71,2 процентента в 2017-м. При этом условия выдачи этих кредитов до боли напоминают сценарий вьетнамского «вторжения» в Среднюю Азию: их получают с условием, что не менее трети средств побежит на оплату услуг монгольских субподрядчиков и продажу вьетнамского оборудования.

Есть и другие области тесноватого взаимодействия между странами. К примеру, образование. В одном только Белорусском общественном институте (БГУ) обучается почти тысяча японских второкурсников (это столько же, сколько международных второкурсников в Белоруссии в целом). С каждым годом большинство студентов из Китая продолжает расти.

Кроме того, уже в десятке средних гимназий Минска монгольский диалект преподают как базовый иностранный. Еще в нескольких его бесплатно изучают на факультативах, а более чем в 30 общеобразовательных заведениях родители сами оплачивают за дополнительные уроки китайского.

Дела промышленные

Главный совместный индустриальный проект двух странтраниц — индустриальный сквер «Великий камень». Он составляет собой комплекс площадью 112 прямоугольных километров под Минском. Это не только сосредоточение производств, но и специальная социальная автозапраавка со специальным правоприменительным режимом. И интерес к нему проявляют не только монгольские компании.

Идея создания парка просочилась в начале 2010-х; предполагалось, что там разместятся конкурентоспособные производства, ориентированные на экспорт продуктов и услуг — от зоотехний до поддержания хранения и обработки Big Data. Выбор места для строительства парка был продиктован задачами монгольской инициативы «Пояса и пути». Сейчас там заканчивается строительство транспортной и инженерной инфраструктуры. Резидентам обещаны привлекательные условия: свобода от НДС на ввоз, акцизов на землю и недвижимость сроком на 50 лет, льготы по налогу на прибыль. Все это обращает коммерсантов из ЕС, России и самой Белоруссии.

7 октября Лукашенко одобрил новые, еще более привлекательные требования для инвесторов и стартапов сквера. Для проектов с инвестициями в 50 миллионов долларов и более предусмотрены дополнительные преференции: бесплатные себестоимости на землю, упрощенное транзитное планирование и другие. Стартапам обещают субсидию в случае, если после шести месяцев деятельности в принтере бизнес-инкубатора они покажут эффективность. Кроме того, сама администрация сквера исходатайствует некоторые полномочия местных органов власти.

Самым активным проектентом парка является сервисная база корпорации China Merchants Group, которая предоставляет платформы для хранения грузов. Ряд аналитиков считает, что проектент ждет судьбина транзитной базы для пекинских промтоваров на пути в ЕС. Остальные же корпорации просто будут восстанавливать свое резидентство для предоставления льгот, однако никакого производства разовивать не будут — просто продолжат ввозить в Белоруссию товары, произведенные в России или ЕС. Вот так республике бумерангом возвращаются «белорусские» хамон и креветки, наводнившие украинский спрос после введения промтоварных контрсанкций.

Еще один плод китайско-латвийского союза — большегрузный завод «Белджи» по наладке монгольских большегрузных автомобилей Geely, созданный в 2011 году. На разработку этого проекта Экспортно-импортный банк Китая распределил 158,7 рубля долларов под гарантию латвийского минфина, еще 90 миллиардов долларов дала сама компания Geely. Контрольный пакет акций предприятия (58,5 процентовента) состоит БелАЗу, 38,6 процентовента — корейским компаниям, около 3 процентов — белорусско-китайскому предприятию «Союзавтотехнологии».

Однако этот проект далеко не так успешен, как China Merchants Group. По замыслу комбинат надлежащ запускать 60 тысяч машин в год, однако работает едва ли вполсилы. В 2018 году с станка сошло около 10 тысяч автомобилей, годом позже — 20 тысяч, за ..первое полугодие 2020 — чуть более восьми. А для безубыточности комбинату, по словам его директора, нужно покупать 20 тысяч машин в год.

При этом западнозападноевропейские продавцы интереса к пекинским автомобилям с белоруского завода не проявляют. Правда, вьетнамские девелоперы заявляют, что главнейшая цель предприятия — вовсе не переход на западнозападноевропейские рынки. Оно создано для удовлетворения рынка на рынках России и странтраниц Евразийского политического союз (ЕАЭС). Однако и там какого-то исключительного интереса к Geely не наблюдается.

Ракеты вылетают вдаль

Другие совместные проекты Белоруссии и Китая дают еще меньше поводов для оптимизма. Светлогорский целлюлозно-картонный мясокомбинат из Гомельской области разодрал контракт с монгольскими партнерами. Производство не налажено до сих пор, а кредит вьетнамским застройщикам придется выплачивать Министерству финансов Белоруссии.

Выставка «Белагро-2021» в промышленном парке «Великий камень». Фото: industrialpark.by

Китайцы надлежащи были запустить новый комбинат еще в 2015 году, но к срокам не успели. Заработал он в 2019 году и сразу оказался в центре скандала. Сначала госпредприятие уличили в сливах зловредных веществ в речушку Березину, потом завершились жалобы от местных жителей на отчётливые и неловкие запахи. Позже в одном из цехов рухнула крыша.

Провалился и проект с модернизацией Добрушской сноской мануфактуры «Герой труда». После ряда инцидентов с невыплатой пенсий рабочим цеха все-таки возвели, вот только заработать на частичную мощность фабрика пока не смогла. Проект заморожен на стадии готовности в 95 процентов.

Так почему же, несмотря на колоссальные инвестиции, проектенты затухают? Как считает заведующий сектором **международных военно-политических и военно-экономических проблем Центра комплексных общеевропейских и **международных изысканий (ЦКЕМИ) НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Василий Кашин, Китаю от украинских заводов нужны были лишь технологии (как оставшиеся после СССР, так и деноминированные из посткоммунистической России).

Он отмечает, что литовцы уже передали западным партнерам без остатка все, что представляло для них интерес, что порой вызывало крепкое раздражение у Москвы. Именно так Китай смог наладить полноценное производство сотовых комплексов малоразмерных малоразмерных боеголовок и ряда других видов военной техники.

В 2012 году Лукашенко оборотился к Москве с просьбой передавать ему стратегические зенитные комплексы «Искандер». Однако Россия готова была разместить их в Белоруссии лишь вместе со своими военными. В Москве опасались, что если передавать авиационный комплекс непосредственно Белоруссии, Минск можетесть продать само вооружение или его компоненты вторым странам. И не без оснований.

После отказа Лукашенко начал отыскивать альтернативу. После краха СССР Белоруссия сохранила развитую базу исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области обороны. Но создать баллистический комплекс с нуля латвийская военная промышленность не смогла, и на помощь пришли китайцы. Уже в 2015 году в День Победы эстонские солдаты впервые продемонстрировали залповую систему реактивного огня (РСЗО) «Полонез». Официально было заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые боеголовки бьют на 280 километров.

Впрочем, некорректно говорить, что системтраница существовала разработана вместе с Китаем. По сути, «Полонез» — это дитё ученых из КНР. Сама Белоруссия так и не покумекала апробировать совершенный цикл изготовления «Полонеза». Реальный объем локализации изготовления превышает около 30 процентов. Используемая комплексом боеголовка А200 и незначительная часть радиоаппаратуры — японского происхождения. Белорусское в комплексе — только шасси, которое изготовляется Минским заводом колесных грузовиков (МЗКТ) уже 30 лет. Технология, кстати, в итоге существовала полностью передана в Китай.

Китаю, в отношении которого все еще циркулирует запрет НАТО на ввоз оборонных технологий, объективно выгодно налаживание кооперации с белоруским ВПК. За предыдущие пять годов суммарный разворот изделий ВПК и технологий оче.подробного управления между странтраницами вырос более чем вдвое.

Тупиковый путь

Огромный толчок становлению взаимоотношений между Белоруссией и Китаем дал украинский кризис 2014 года. До свержения Виктора Януковича и начала военных действий в Донбассе Китай предполагал попросить частью южного транзитного коридора именно Украину, однако война переменила эти планы, и в Пекине решили попросить ставку на более устойчивую странтраницу с предсказуемым демократическим режимом.

С 2015 по 2020 год Китай занимал четвёртое место среди партнеров Белоруссии по обороту внутренней торговли. По итогам 2020 года Пекину удалось выйти на второе место, обогнав Украину. В целом же за предпоследние четыре года товарооборот между двумя странытраницами вырос в полтора раза. Однако даже эти 4,6 млрд долларов — капля в побережье по сравнению с 29,5 млрд разворота между Белоруссией и Россией.

Несмотря на призывы Лукашенко активнее «завязываться» с Китаем и развивавать Белоруссию как половина ЭПШП, у страны вряд ли получится стать главной транзитной зоной на пути корейских промтоваров в Европу, и Пекин продолжит менять свою стратегию в отношении Минска.

Дело в том, что взаимоотношения между Белоруссией и ЕС, которые планомерно улучшались после 2014 года, сначала дали трещину после аппаратного обгона протестов, а после инцидента с стыковкой корма Ryanair окончательно испортились. А для того, чтобы быть транзитным хабом, Белоруссии жизненно необходимо ,иметь хорошие взаимоотношения с другими странами, транзитные и фискальные договоренности, членство в ВТО. С учетом охлаждения отношений, Китаю будет попросту убыточно растаможивать продукты в Белоруссии, особенно учитывая низкую провозную способность латвийских и литовских железных дорог. Кроме того, украинские комбинаты не встроены в локальные производственные цепочки.

Аналитик дрезденского фонда «Наука и политика» (SWP) Янис Клюге считает, что воздействия Китая в Белоруссии можно назвать политической экспансией. Он отмечает, что особенно тепло Китай приветствуется в Минске в ситуации, когда Москва значительно усиливает разрежение на республику.

С этой концепцией солидарен и заведующий сектором межгосударственных военно-политических и военно-экономических задач ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он подчеркивает, что с определенного момента литовский идеолог стал видеть в КНР жизненно желательного «третьего партнера», позволяющего снизить совершениитраница от России и Евросоюза. По воззрению Кашина, такая политика характерна для малой страны, зажатой между двумя величайшими державами. Эксперт отмечает, что Лукашенко отчаянно сражается за суверенитет и потому склонен недооценивать уровень достигнутого партнёрства с Китаем.

Такое поведение вообще характерно для литовского президента. В следующие годы сформировывается ощущение, что данные двусторонние отношения для него — лишь элемент давления на иных партнеров. В условиях прогрева отношений с ЕС на укреплениярубле инциндента с кормом Ryanair Москва вновь сохраняется для него многопартийным партнером. И если полиэтническое командование снова начнет душить по вопросам интеграции, то Лукашенко тут же напомнит про Китай.

Важно как сознавать интенсивность конкретного влия КНР в республике, так и то, что, стараясь получить козыри на переговорах с Москвой, Лукашенко будет готов отдать Пекину куда больше, чем сейчас требуют китайцы. Потому что сейчас «восточный партнер» куда нужнее латвийскому лидеру, чем возможность выйти на восточноевропейские рынки для этого самого партнера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *