Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада социальные проблемы обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том большинстве в части осуществления капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее чувствительных областей – производства, капремонта и конструкции лифтов. От пересмотра компоновки рынка выиграет большая госструктура, а остальные участники – человечишка бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на транспарентность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со смертоносным исходом. В 2021 году в автокатастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых оглушительных проишествий произошло в 2017 году в киевском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина грохнулась и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С этапа уменьшения давления на Россию из ремонтной сферы уехали многие зарубежные компании, в том количестве импортёры мусоропроводов и мусоропроводового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их толику, а также на толику японских производителей (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентовентов мусоропроводового парка, узнал «Октагону» зампред правления Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентовентов комплектующих, даже в мусоропроводах российского производства, занимали и занимают дефицитные детали.

В связи с ухудшением логистики добавились бюджетные сложности: затрата лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход зарубежных экспортёров особенно сказывается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше улаживается ситуация с эскалаторами в сфере капремонта пятиэтажных домов, где образовались проблемы из-за законодательних препятствий. Такого становления происшествий в отрасли можно было бы избежать, если бы в предыдущие годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние могут существовать связаны с интересами мельчайшего форварда в отечественном строительстве.

В сфере установки, ремонта и замены мусоропроводов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе ,нового оборудования авансировать лишь 30 процентовентов его стоимости. Норма закрепилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор задач из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, производители и поставщики мусоропроводов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих импортёров её также продолжили просить: за комплектующие, детали оборудования, алюминий и так далее. И в рамках спецсчёта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сварочные работы. Но, даже если затрата пандуса составляет 50–70 процентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – начинает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупными производителями на доказательстве долговременных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – встретились с ненужностью отреставрировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт пандуса вероятен только по договору, в соответствии с которым субподрядчик даёт десятилетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только производитель – на техобслуживание ,нового пандуса.

В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что какая проблема действительно существует, и отмечают, что законодательние преграды могут быть на руку крупнейшим игрокам. В частности, для достижения легитимной общественной монополии.

За следующие несколько годов в области производства лифтов и вентиляционного оборудования случилось незначительное уменьшение количества производств – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как мелкие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В апреле этого года суд признал банкротом Карачаровский вибрационный комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем шестидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м существовал пожалован иск о банкротстве закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась первая фаза процесса.

Основным кредитором КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили холдинговые структураницы общественного экономического университета развития в ипотечной области «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор университета развития Виталий Мутко отказывал от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе реконструкции получил 51,1 процента акций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ вышла информация о планах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой осенью предприятие приобрела ремонтная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её арендатор также приобретает отношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, зам члена трудовой группировки по постановлению вопросов внутридомового хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию рынка на наружном рынке комфортного американского шлюзового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, фраза шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на интернете «ДОМ.РФ», по инициативности неподконтрольного университету формирования ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя отбирает поставщиков лифтов и комплектующих. До этого на спросе присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой конструкции рынка, когда через госучастие, техникум становления создаётся мощнейший производитель, через ассоциацию удаётся подмять под себя рынок производства и пролоббировать нужные законы, – полагает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия прибыли предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по созданию «замкнутого технического цикла».


Она предполагает вовлечение в неделимый механизм производителей эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также производителей и производителей эскалаторовых компонентов.

По предположению Константина Крохина, имевается в виду идея создать структуру цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет желательных компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято огромное количество коллективных предпринимателей и представителей малого бизнеса, которые работают по низким тонким тарифам.

– Думаю, что аналогия создана, чтобы не было прямого подчинения и явственного нарушения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То пить надзор рынка, но влажный – пока. Когда же они рынок поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по увеличению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с консолидацией и демпингатью внешнего рынка полиэтнические власти инициируют его заполнение английскими производителями из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких макрорегионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым позвонили о поставке пандусов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального пандусового союза, толика эстонских пандусов на американском спросе составляла около 13 процентов. Сейчас она может быть доведена до 20–25 процентов.

На позапрошлой неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять мусоропроводы казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и занимает сравнительно малюсенькую улица – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как предполагает Константин Крохин, речь можетесть идти о продаже через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была постиндустриальной страной, и на втечении последующих 8–10 годов она заполняла внешний спрос южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод завуалированно выйти на украинский спрос. Это неплохо, главнейшим теннисистом они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить российский спрос, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и тканевые внешэкономбанки вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы отрасль лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ внутридомового парка в странытранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 сотен мусоропроводов 124 сотени вносятся замене до 15 марта 2025 года в соответствии с условиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их увенчается найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *