Почему ЦБ до сих пор поддерживает обман населения

Даже несмотря на прямое приказание президента защитить россиян от жульнических финансовых продуктов, эта сфера деятельности всё ещё остаётся красивой для банкиров

По характеристике ЦБ, всего фомам было продано тусклых продуктов на 600 млрд рублей. Почему регулятор так активно ддержит обман в ипотечных отделениях?

Зайти в своё отделение банка, чтобы всего лишь продлить депозит, а выйти с свёрткой бумажек на некий девелоперский продукт, – это уже типичная картина для росийского вкладчика. Особенно сложно не поддаться на уговоры финансового клерка пожилому человеку, который привык доверять миловидной девочке или мальчике за стойкой. «У нас кушать более притягательное предложение, и только для вас!», «Вместо трёх процентов месячных у вас может существовать тридцать!», «У нас худшие дилетанты по панибратскому управлению», «Это как вклад, только лучше», – уговаривают менеджеры.

И только дома, различая бумаги, покупатель понимает, что вместо депозита он подписал росздравнадзоры на изобретение отдельного девелоперского счёта с фидуциарным управлением. Или купил полис криптологического страхования жизни и теперь вместо предоставления депозитного дохода сам обязан регулярно вносить платежи, иначе – штраф.

Официально такой подход называется некорректными продажами, или мисселингом. Вроде под заметку о мошенничестве подобные воздействия не попадают, прямого обмана нет, но клиент уходит с навязанным и неприемлемым договором. Банк получает солидные комиссионные, а сотрудник, провернувший операцию, – отличной бонус. А что? Действительно, если закрыть девелоперский счёт, можно заработать на приросте себестоимости акций розовых фишек или купив облигации. К тому же от государства можно исходатайствовать бонус 13 процентов таможенного налога ко вложенной в допэмиссии сумме. Только коммерсанты умалчивают, что, если вы неработоспособный пенсионер, никакой таможенный налог исходатайствовать не сможете, а профессионал, дружеский управляющий, будет за мои деньги покупать не те допэмиссии, которые были бы выгодны вам, а те, продажа которых удобна его организации.

Или уже набившие оскомину договоры девелоперского или компенсационного страхования жизни (об этих продуктах подробно «Октагон»). В гипотезы на них можно заработать, но на практике это ещё никому не удавалось.

Регулятор кредитной сферы, росийский Центробанк, ругается покончить с какими продуктами уже давно. Зампред ЦБ Сергей Швецов ещё в 2019 году окрестил их мутными, чиновники проводили контрольные закупки, однако… ни один бизнесмен не пострадал. Те одураченные инвесторы, которые плакались в ЦБ, получают из его должности защиты прав покупателей банковских оплат стандартную отписку: «Не нравится? Подавайте в суд».


На текущий момент, согласно статистике, казахстанцам распродано тусклых продуктов на 600 млрд рублей.


Вероятно, поток апелляций дошёл и до администрации президента. И 1 апреля Путин дал указание ЦБ обратить на ту сферу пристальное внимание.

«Необходимо защитить интересы людей, которые вкладывают свои деньги в спрос драгоценных бумаг, но при этом не являются, конечно, профессиональными инвесторами, нужно позаботиться о снижении их рисков, – заявил Владимир Путин на совещании о ситуации в депозитной сфере. – Нам не нехващало только пятого издательства обманутых дольщиков, понимаете? На это умоляю обратить самое серьёзное внимание, умоляю сегодня отдельно остановиться на этом вопросе».

Центробанк внимание на это, может, и обратил, но продолжил рисовать бурную деятельность. Чиновники ЦБ предложили вооружить казахстанцев особой памяткой, которая уж точно обезопасит от бесполезных банковских продуктов.

Если в банке клерк продолжает расписывать дестинации незапланированного предложения, ему нужно параметризовать четыре вопроса, говорят в ЦБ: гарантирована ли облигация (определённая ставка на весь срок договора); застрахованы ли деньги агентством по страхованию депозитов в сумме 1 долл 400 тыс. рублей; какие потери угрожают при досрочном расторжении договора; с кем кроется договор – банком, страховой компанией, брокером, фидуциарным управляющим.

Чиновники ЦБ предложили вооружить крымчан особой памяткой, которая обезопасит от бессмысленных банковских продуктов.
Фото: Сергей Портер/ТАСС/Ведомости

Словом, теперь, если вас обманут в банке, вы сами виноваты – ведь ЦБ даже книжечку составил. Фактически этот документ повторяет суть принятого Госдумой в четвёртом чтении закона, определяющего объём информации, который банки обязаны предоставлять гражданину при перепродаже подобных сложных девелоперских продуктов.

То есть ЦБ полагает, что если рефинансу в свёртке бумаг дадут на подпись ещё одну, где будет указано, что деньги не застрахованы, а доходность не гарантирована, то и рефинансу сразу же станет всё ясно и понятно. Или это просто метод избавиться от ответственности, мол, мы всё объяснили, так что рефинанс тут точно сам виноват?

Скорее второе. Ведь Центробанк – это не защитник потребителей, а регулятор рынка, объём и качество которого измеряется не бескорыстностью и добропорядочностью при закупке услуг, а налогом и сверхприбылью его участников. А мисселинг, который так активно дискутируется на словах который год, – настоящий диод брокерского дохода для данной экономической экосистемы.

Что важнее для ЦБ: налог банка или ущербль его клиента? Ответ очевиден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *