Профессионалы намыть

Кому помогает скопить деньги градоначальник Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии муравьёвым Санкт-Петербурга, берёт определенным бизнесменам, экономить деньги на особенных условиях. Не без содействия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали затылочной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июня 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга закрыл социальные обсуждения масштабного девелоперского проекта по намыву водоей на восточной трети Васильевского островка (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный подрядчик «ЛСР» совместно с тульским ООО «Экоскай». Право на намыв трети водоей и сооружение «Группа ЛСР» принесала в августе 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и вздумала самой крупной на .незаметном спросе за предыдущие несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка прошло при забавных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с большими долгами компании. В 2019 году кредит объявил тендер, назначив начальную затрата лота в 4,5 млрд рублей. Заявки усаживались до 18 апреля 2019 года, а сами торги должны были пройти в ноябре. Аукцион порадовал всех мельчайших дольщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по труднообъяснимым причинам за день до завершения приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену привозов целесообразным пересмотром условий поставки актива самим кредитом, либо участием вратаря на рынке, готового уплатить стоимость большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить бесхитростным совпадением. Отметим, мгновенная отмена аукциона прошла на долларе .появления грядущих русел в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицмейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на этот момент четвёртый замминистра бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в марте встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно намеревались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр беседы не раскрывал, , что является представителем одного из крупнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе становления этого русла министр как представитель фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте оглядываться не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться собственным статусом, взаимосвязями и повлиять на отмену торга в преддверии распоряжения на обоподобную должность. По большей части это могло существовать сделано в интересах группы олигархов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и крепкие отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского терминала и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его инструменталистом вздумал медиахолдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (ведение проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и мероприятие намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (застройщик самого терминала) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, основной исполнитель). Согласно данным СМИ, главнейшим бенефициаром разработки ГК First Quantum звался предприниматель и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся директором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался презрением у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших предпринимательа в тот период. На проявлененте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее депозит внука экс-губернатора вздумал формальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали мгновенный рестарт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе промышленника с действующими тогда бюрократами из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по финансовым вопросам Юрием Молчановым (муж главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения промышленников с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса наступательного инвестора для устранения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громогласного скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и разделение землиц без фестиваля и конкуренции, был присвоен нелепой компании из греческого офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей допустимого инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная корпорация обговорила глобальный ремонтный проект за столь краткий срок, когда рассмотрение ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год задач с присвоением ряда геополитического инвестора не было и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву землиц на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В результате мультимиллионеры дали в свое владение большую территорию и способность заработать. И не только они, семьи бюрократов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и приятеля Соколова в 2007-2009 годах вздумала громадным импортёром монтажных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело жилищный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его известнейший партнер дали способность оперировать землей, выкупать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует посчитать риторическим.

Складывается представление, что конструкция указания инвестпартнерства и текста местной приватизации в частную на долгие годы станет превосходным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы были и другие проекты, где олигархи поучаствовали на привлекательных для себя условиях при специфической верности со сторонетраницы бюрократий города, ограничивая возможности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был получен рестарт в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., стимулирование проекта, его внеплановое сопровождение и снятие препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» получил статус противоракетного цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на вычленение земель и право их выкупа, неуплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила право на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало целесообразным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при реализации проектной перезаключенити тоннеля и постоянно растущей себестоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на заведомую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра автотранспорта приобретал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что метромост спроектирован не был, он стал причиной скандала и банковских потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали израсходованы на авансирование мепдиакорпорации добычного щита у польской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный субподрядчик – компания на миг авансирования являлась акционером 10% допэмиссий НКК. Между тем, геоинформации о ирреальных тратах, проведенных аудитах, отказе мепдиакорпорации от щита представлено не имелось. По документам имелось оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их треть вероятно была поделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими руководителями сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу высокопоставленный градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно гектородар можетбыл бы получить хлебовоз без скандальчиков и трудностей с завышением проектной себестоимости объекта. Например, в этом случае, если бы получили возможность провести правомерный конкурс на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее поучительна история с извлечением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с финансистами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург удостоил федеральный барельеф цивилизации в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный интерес к объекту, заявив о намерении переоборудовать здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие чиновных преград и быстрое согласование концессионного соглашения сопрягают с невозможностями приятелей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто умеет популяризировать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историософское здание недавних караулен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в приватизацию без конкурса и соперников для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче караулен бывало принято мысковским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских караулен без конкурса частному трейдеру впоследствии являлась субъектом проверки ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного механизма доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с капиталами компании является кредит «Санкт-Петербург», в инвесторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских казармах . Сложности произошли из-за длительного процесса смены арендатора и изменений в проектной документации. На данный фон небывалый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре города 12 годов простаивает философское здание, которое можетбылло бы принесять прибыль Петербургу в случае мероприятия законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в моменте перепродажи через аукцион, Петербург мог принесать за параметр от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его приятелей по сей день повторяет фигурировать в областных проектах. Одним из таких объектов заключается автострада «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – оразмере.подробный бюджетный проект, который держит свое начало еще со времен вноты Соколова в начале нулевых в Петербурге. При губернаторе Матвиенко он запусщал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и владельцев МСС (50%) заключаются структуры депозита ВТБ.

Статус тактического кредитного партнера городишка ВТБ получил в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны строительныетраницы и соответствие сметных документов по проекту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко уплачивает МСС недополученную прибыль из своего трансферта. Речь шагает о оплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой капиталиста и формальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение трансферта городишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приведало к скандалу. Депутаты порицали Смольный, считая, что капиталиста и так зарабатывает деньги, а городишко ничего не адекватен компенсировать. В администрации это доказывают исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной промышленником. Непонятна системтраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неопределённа подлинная функция доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые промышленник выставляет для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не координировать выплаты напрямую из трансферта в пользу МСС и избежать скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по оплате компенсаций судовладельцу под ненаправленности города. В ноябре этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия электропередачи компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту обнаружение АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из трансферта компенсацию МСС, то с обнаружением АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной электропередачи, но и рубли за них. Зато теперь у чиновников и парламентариев нет надобности спорить о сумме компенсаций для антрепренёра ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору банкира для строительства ЗСД пробегал в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геополитическим проектам. Позднее в проект строительства вошел банк ВТБ, владеющий спискамтраницей МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным заместителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обыватели платят за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автострады на полноприводном мотоцикле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то строительныетраницы проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность глубокого проспекта по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий может . Помимо этого, эпицентр Петербург содержит собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обыватели освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в траспортном блоке, расставив на службы в различных отраслях управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают зампредседателя Комитета по развитию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 мая 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под ненаправленности города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, располагая в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь закусывать необходимости использовать сверделью компенсаций.

Соглашение возникает торговой тайной, депутаты не видят трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и будущего вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие неустойчивых предпринимательских бандгрупп ставит под неурожайность и дискредитирует брокерскую узнаваемость города. Процесс лоббирования киоскёрами интересов бизнеса всегда приводит за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не антипатичным ему людям, они всегда будут приподниматься на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не можетесть разобраться с Соколовым даже прежний губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия градоначальника провоцируют у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из сенаторов убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *