Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов понадобится заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки каких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В истечение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью заменить мусоровозы из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на транспортировку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западных автомобилей, а затем изготовление на украинских комбинатах остановила тайваньская Nissan. По данным РЭО, в общей трудности на западных и корейских экспортёров приходится 3,8 тыс. самосвалов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании приезжали продолжать экспортировать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (производства КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней стоимости мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену восточноевропейских и тайваньских мусоровозов, выясняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество мусоровозов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит операционный замдиректора компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские микроавтобусы покупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника китайского и китайского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года компании потратили на трейлеры импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проведять конкурсы на интернете госзакупок) за предпоследние три года прикупил 700 единиц техники, из которых середина зарубежного предприятия затратой около 6 млрд руб., конкретизировали в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 грузовиков на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными английскими марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), вьетнамская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая значительная толика западноевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы операторам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале февраля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка мусоровозов в России, приостановили закупку машин в странытраницу из-за начала операции на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит куратор по связям с общественностью компании «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется необходимое количество поставщиков запасных половин от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен наибольший объем самосвалов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский велокомбинатский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального приборостроения, Арзамасский комбинат комунального приборостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и навесного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на украинском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины себесебестоимость шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость автобусов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это связано с ограничениями на поставки азиатских комплектующих для навесного электрооборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту себестоимостей на трейлеры на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., узнал РБК председатель замгендиректора коммерческого дома «Ряжский пошивочный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение себестоимостей на шасси, но отметили истекшую концепцию к снижению себестоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит член совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в феврале пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в ту компанию.

Как замена машин скажется на цене вывоза отходов

После совершенного перехода на мировую технику предпосылок для снижения рентабельности ввоза отходов в связи с заменой сада автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое обслуживание украинских автобусов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем ,стаивают в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (займется сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы автомобилей на инфраструктуре «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После прихода общеевропейских потребителей из России спецы ожидают повышения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения количества машин в гаражах понадобится больше водителей, а более частые неисправности полиэтнических машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев брали автотранспорт в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце декабря важная ставка ЦБ выросла до 20%, следом понизилась себестоимость лизинга: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., поясняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и инвестиционная ставка — до 16–19%, прогнозирует ректор по инвестиционным товарам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге микроавтобус будет стоить 13 долл руб.

Однако фирмы не покумекают переложать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной надзорной службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, вспоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *