Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и прихода ряда компаний

В продолжение пяти годов диспетчеры по вывозу отходов надлежащи полностью заменить мусоровозы из восточных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на перевозку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западнозападных автомобилей, а затем предприятие на международных заводах остановила тайваньская Nissan. По данным РЭО, в существенной трудоёмкости на западнозападных и тайваньских экспортёров приходится 3,8 тыс. грузовиков в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались продолжать экспортировать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на полиэтнические (предприятия КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости прицепа 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену западноевропейских и корейских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество грузовиков вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов общеевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит хирургический замдиректора компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется заменить на большое колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные трейлеры закуплали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и китайских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и японского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно блогу госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на микроавтобусы импортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проводить конкурсы на интернете госзакупок) за последние три года прикупил 700 единиц техники, из которых четверть зарубежного производства себесебестоимостью около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 прицепов на шасси румынской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себесебестоимостью от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими зарубежными фирмами в России были норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), вьетнамская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и германская Mercedes (446).

Самая малейшая доля восточноевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК направил запросы операторам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сада мусоровозов в России, приостановили перепродажу машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для технологии из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит куратор по связитраницам с общественностью корпорации «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке располагает недостаточное количество поставщиков запасных частей от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен оптимальный объем самосвалов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский велокомбинатский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дверного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными импортёрами шасси на полиэтническом спросе были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В себестоимости машины цена шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная часть себестоимости прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость мусоровозов на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это вяжено с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для дверного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту расценок на трейлеры на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., рассказал РБК зам гендиректора оптового дома «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили снижение расценок на шасси, но пометили прошлую направленность к уменьшению расценок.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель комитета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в феврале обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на цене вывоза отходов

После полнейшего перехода на зарубежную технику первопричин для уменьшения рентабельности ввоза отходов в связитраницы с заменой сада автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, дилерское техобслуживание росийских трейлеров в три-четыре разика дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем высятся в пять-шесть раз меньше.

Но ремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (специализируется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий спец «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный параметр у общеевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода западноевропейских производителей из России консультанты предвидят уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более продолжительные аварии полиэтнических машин уменьшат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автотранспорт в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января ведущая ставка ЦБ выросла до 20%, следом повысилась цена кредита: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил маржу до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая ставка — до 16–19%, предсказывает ректор по кредитовым товарам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге микроавтобус будет стоить 13 долл руб.

Однако корпорации не покумекают складывать специальные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной налоговой службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на округлом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *