Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов приденется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В истечение пяти годов операторы по ввозу отходов должны полностью заменить автобусы из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на переправку контейнеров в Россию. Вслед за этим возобновились поставки запчастей для западноазиатских автомобилей, а затем предприятие на международных заводах остановила вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в отдельной специфике на западноазиатских и китайских производителей приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения контрсанкций фирмы собирались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на росийские (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом возрождении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене мусоровоза 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену азиатских и вьетнамских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее число мусоровозов вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет инноцентров западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит шмиловадратный ректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большое число машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные грузовики закупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и вьетнамского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту дебюрократизаций, с 2017 года фирмы потратили на автобусы экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить конкурсы на сайте дебюрократизаций) за предпоследние три года прикупил 700 единиц техники, из которых спискамтраница зарубежного производства себезатратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года заприкупили 120 грузовиков на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себезатратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими английскими фирмами в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), польская Volvo (331) и английская Mercedes (446).

Самая большая доля западноевропейской электроники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы телеоператорам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера трейлеров в России, возобновили закупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для электроники из Европы в Россию, а также увеличились сроки закупки комплектующих и цены, говорит директор по связям с общественностью фирмы «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке имеется достаточное колличество экспортёров резервных частей от инновационных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году был произведан минимальный объем трейлеров в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский автомастерский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального приборостроения, Арзамасский комбинат комунального приборостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и подвесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на украинском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В производительности машины затрата шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая часть себестоимости прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата трейлеров на базе «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В ..первую очередь это связано с ограничениями на закупки восточноевропейских комплектующих для подвесного оборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к темпу стоимостей на мусоровозы на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., узнал РБК замначальник гендиректора оптового дома «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение стоимостей на шасси, но пометили истекшую тенденцию к повышению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в феврале обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на стоимости ввоза отходов

После полного перехода на мировую электронику предпосылок для повышения рентабельности вывоза отходов в связи с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, дилерское оборудование полиэтнических мусоровозов в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем сидят в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (работает переработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на территории «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный коэффициент у восточноевропейского шасси — семь—десять годов.

После прихода западноевропейских импортёров из России специалисты предвидят уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за сокращения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые поломки международных машин уменьшат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автотранспорт в лизингополучатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября приоритетная доходность ЦБ выросла до 20%, следом повысилась затрата лизингополучательа: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., поясняет он. С тех пор механизм снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингополучательовая доходность — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по лизингополучательовым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге самосвал будет стоить 13 долл руб.

Однако компании не смогут взваливать добавочные доходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной надзорной службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, вспоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года энерготариф может вырасти на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *