Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это понадобится ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки каких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов телеоператоры по вывозу отходов надлежащи полностью заменить грузовики из южных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского экологического оператора» (РЭО; курирует помойную реализацию) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку балластов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для западнозападноевропейских автомобилей, а затем производство на украинских комбинатах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в отдельной трудоёмкости на западнозападноевропейских и китайских производителей приходится 3,8 тыс. автобусов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались продолжать закупать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на международные (изготовления КамАЗа и ГАЗа), белоруские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене трейлера 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену западных и корейских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество мусоровозов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит шмиловадратный гендиректор фирмы «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на малейшее количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские мусоровозы закупали в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо азиатских и корейских около 6,1 тыс. из них прийдется на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника вьетнамского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно интернету госзакупок, с 2017 года фирмы потратили на автобусы экспортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший телеоператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проведять конкурсы на блоге госзакупок) за следующие три года купил 700 единиц техники, из которых четверть зарубежного изготовления затратой около 6 млрд руб., конкретизировали в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 автобусов на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми модными зарубежными марками в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), польская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая большая доля общеевропейской технологии — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка прицепов в России, приостановили перепродажу машин в странытраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения санкций ЕС почти невозможно стало вывозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также уменьшились сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связям с публикой корпорации «МСК-НТ» (увлекается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, общеевропейские автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке наличествует достаточное количество импортёров запасных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен наибольший объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский велокомбинатский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и дискового электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В цены машины затрата шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая половина затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата самосвалов на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В первую очередь это связано с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для дискового электрооборудования, конкретизировали в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту рассебестоимостейок на трейлеры на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., пересказал РБК замминистра гендиректора коммерческого особняка «Ряжский автомастерский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение рассебестоимостейок на шасси, но отметили быстротекущую тенденцию к увеличению рассебестоимостейок.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит заместитель совета замдиректора ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке ввоза отходов

После полнейшего перехода на зарубежную технику предпосылок для снижения затраты вывоза отходов в связи с заменой сквера автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, послепродажное обслуживание международных грузовиков в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем лежат в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а движка MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (работает обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службы автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода общеевропейских производителей из России консультанты ожидают повышения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неисправности полиэтнических машин увеличат огайо инженеров и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автомобиль в кредит под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января ведущая маржа ЦБ выросла до 20%, следом повысилась затрата кредита: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., конкретизирует он. С тех пор механизм снизил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и кредитовая маржа — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по кредитовым товарам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате автобус будет стоить 13 млн руб.

Однако компании не смогут складывать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на рекультивацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на плоском стуле в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может расцвести на 5%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *