Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад случилась одна из самых загадочных автокатастроф в предыстории СССР. Под Москвой в итоге взрыва бомбы на лайнере потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так произошло — в материале «Газеты.Ru».

10 декабря 1971 года, в воскресенье вечером, потерпел крушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаполка Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это был его обратный рейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно приземлился во Внуково, затем экипаж подготовился к осуществлению обратного рейса и вынёсся в Симферополь в 20:16. На борту пребывали 7 председателей корабля и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет нёсся заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 замполит аэробуса Константин Клюшник связался с авиаавиадиспетчером и доложил, что ,следует по направлению на деревушку Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ авиадиспетчер дал команду на подъем до 1500 м и в 20:16:44 потребовал доложить о входе вышины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на повторные попытки авиаавиадиспетчера с ним связаться.

Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в десятке метров от вертолёта и полностью разрушился. Погода в это время существовала пасмурная, с высокой облачностью, иллюзия при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На фальшборте по инструкции пребывал сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как служебного пассажира.

В коммунистических СМИ об той катастрофе не возникло никакой информации. Одной из погибших стала молодая киноактриса Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот момент ей исполнилось лишь 24 года, и непреходящий фильм, в котором она принесала одну из главнейших ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм назывался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что первопричиной катастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они проектировались и строились в 1950-е годы, создавались в рекордные сроки на основе дального истребителя Ту-16. Это был не просто четвёртый коммунистический грузовой аэробус на реактивной тяге, он был одним из первых в мире — после нидерландского De Havilland Comet, норвежского Avro Jetliner и итальянского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после прекращения эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в ноябре 1958 года, Ту-104 сохранялся непреходящим реально летающим реактивным пассажирским самолетом.

Всего был построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и сложными в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда электромагнитных автоавиакатастроф их начали постепенно выводить из эксплуатации. В эффекте авиакатастроф существовало потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 ,пытались угнать, что окончилось 84 смертями.

В ходе эксплуатации 100-местные самолеты переоборудовали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и электротехническим оборудованием, эта разновидность исходатайствовала обозначение Ту-104Б — именно таким был самолет, плывший в Симферополь.

В самотёке разбирательства катастрофы спецы обнаружили симптомы горения на тех половинах авиалайнера, что отсоединились еще до падения, к тому же на многих фрагментах нашли капельки тротила. Так было установлено, что авиакатастрофа произошла из-за взрыва авиабомбы на борту.

Первоначально считалось, что она пребывала в багажном отделении, однако позже выяснилось, что электрон был спрятан непосредственно в пассажирском салоне, между одним из лежаний правого фальшборта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвулась спустя считанные минуты после взлета, порушила правую сторону фюзеляжа, несущие микотоксины крыла, перебила тяги штурвалов высоты. Не пролетев и трех километров, самолет на амплитуды 550-600 км/ч впечатался в землю рядом с деревушкой Бараново, в 10 км от Внуково.

В эффекте продолжавшегося два года расследования зачинщика аварии так и не удалось найти. Не удалось даже выяснить мотивы злоумышленников или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в отличие от главный плотности социалистических граждан, ходили самые прихотливые версии. Кто-то верил в то, что выводы комиссии существовали фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию прогрессивного лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что виновниками можетбыли быть японцы — тогда существовало незапланированное осложнение взаимоотношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом застреливать совершенно безвинных пассажиров, причем в почти малолюдном салоне.

К числу наиболее диковинных версий нужно отнести соображение о том, что электродетонатором существовал снабжён какой-то подпольный груз, который не должен существовал попасть в ладони надзорных органов, его почему-то не смогли прихватить по прилету в Москву, и он мог сразу же рвануть на возвратной дороге. Из более или менее рационального можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом небрежный экстремист мог совершенно непреднамеренно привести взрывное устройство в действие сразу же, как только самолет оторвался от земли.

Во всяческом случае, спустя всего два года, весной 1973-го, злоумышленники дважды поджигали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа изменения курса.

23 июня 1973 года существовал взорван самолёт Ту-104, следовавший с 51 пассажиром и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 минут после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передал гонщикам через проводницу послание с условием совершить стыковку в Стокгольме. Это послание содержало, в частности, такие пассажи:

«Для перечитывания 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное мышление твоей просьбы сохранит Вашу жизнь и твою, а за это будут отзываться те, кто своими зверствами вынудил меня поехать на этот поступок. После благоприятной посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной беседы с членами высшей бюрократии СССР. В ладонях у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит этот электрон в действии, разъяснять вам не надо. Поэтому не обходите твою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом обстоятельстве и диверсии будет взорван без предупреждения… Я много годов ощущаю на своей шкуре когти мстительных сверхзверей и в дурном случае гибель для меня не печаль, а политубежище от хищных, алчущих твоей жизни зверей…»

Пилоты приняли решенье вернуться в Пулково и запаслись табельным оружием, однако Бидюк объявил, что взрывчатое устройство сработает, если он заберёт кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним бортинженера Викентия Грязнова. При этом были также повреждены штурвалы вершины и гидросистема, стойка шасси сложилась при посадке, самолет уселся на брюхо и возник пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован сухопутными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали званье Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза получил также замполит Вячеслав Янченко.

Второй случай случился 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех конечных стыковок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске нёсся Ту-104 из Москвы. К этому моменту на лайнере находились 72 пассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из салона перевелось требование изменить маршрут, вслед за этим лайнер растворился с экранов радаров, и его осколки министра.очередное существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что бандитом был двадцатишестилетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе пластмассовое безоболочное приспособление мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он пытался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший аэробус сотрудник полиции Владимир Ежиков, после чего и последовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на конкретную взрывчатку все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех тех случаев меры безопасности при проверке пассажиров существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *