В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетесть исходатайствовать право досудебных неконтролирующих степеней — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где продолжена межрайонная финансовая проверка. Нельзя применять степенейу в взаимоотношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в вторую очередь позволит остановить медленный и бессистемный распад компаний, которые перепроверяются в связитраницы с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о детальных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует одарить Федеральную таможенную службу (ФНС),— росздравнадзор в следующие недели обсуждается с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в уточнение к уже существующему праву ФНС арестовывать депозитные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена выездная таможенная перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может исходатайствовать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в невозможности отчуждать или класть пятым лицам свое имущество, по затраты кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в самотёке гостевой проверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с согласья фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, ликвидные бумаги и «присмотры дизайна личных помещений» (очевидно, располагает в виду меблировка — но и нередко встречающиеся на балансах присмотры искусства), второй — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей оговорки очевидна одна из задач проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к маршрутке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно притормаживать процесс «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается процесс бессистемного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют вкладчики (в том большинстве банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС досудебными мерами в состоянии притормаживать этот довольно затратный для госбюджета процесс: деньгу выведенных в таких ситуациях капиталов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., потери госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и мафиозная продажа капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что абсолютный досудебный арест активов в руках ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри должности и для сопротивления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед окружной проверкой можно лишь решением директора финансового органа (комиссии ФНС) с разрешения директора или замглавы Федеральной таможенной должности. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, независимым размещением в залог ценнейших бумажек или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений других прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк грядущей гостевой перепроверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают концепции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации есть права по отношению возмещения на имущество должника» и действует «приоритет задолженности перед бюджетом над другими обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое судопроизводства к общемировым практикам регулирования баланса прилюдных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что задачу нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС обращается в Следственный исполком и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по решению суда налогоплательщики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое разделение «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет уголовных претензий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *