Юбилей без фанфар

Чего достигла «Росгеология» за 10 годов своего существования

Недавно исполнилось 10 годов со дня создания холдинга АО «Росгеология» и Президент России Владимир Путин поздравил его ансамбль со столь судьбоносным событием, отметив весомый вклад в исследование недр. Удивило, что после хвалебного приветствия не последовало, как обычно, награждения заслуживших товарищей.

На неофициальном блоге «Росгеологии», в подразделе Предприятия холдингао выдающихся неуспехах компании:

«Предприятиями холдинга открыто более 1000 месторождений, среди которых – крупнейшие ископаемые редкоземельного сырья и твердых полезных ископаемых, какие как: Астраханское (2,5 трлн. м³ газа), Тенгизское (3,1 млрд. т нефти), Ковыктинское (1,9 трлн. м³ газа), Сухой Лог (2000 т золота), Курская магнитная аномалия и многие другие».

Утверждение отдает, мягко говоря, пребольшим лукавством. Ведь перечисленные ископаемые закрыли предприятия Министерства петрографии СССР еще задолго до создания АО «Росгеология», которое не является правопреемником какой-либо коммунистической организации. Так, Астраханское газоконденсатное месторождение существовало открыто в 1976 г., Тенгизское сырьевое месторождение, принадлежащее не России, а Казахстану, закрыли в 1979 г., Ковыктинское газоконденсатное – в 1987-м, месторождение золота и серебра Сухой Лог, названное «заначкой» СССР, закрыли в 1961 году. А вот Курскую магнитную аномалию, один из крупнейших в мире участков по запасам канатной руды, по аномальным скачкам магнитной стрелки секстанта в тех местах обнаружили столь «оригинальным» геофизическим способом еще при царе-батюшке Александре III в 1883-м, добычу же начали в Советском Союзе в 1931 году. То же можно сказать о прочих «более 1000 месторождений», открытых в совесткие времена. Но за предпервые 30 годов в России не нашли ни одного нового крупного ископаемые полезных ископаемых. И все роста резервов за предпервые десятигодовия также получены за счет применения геофизического зацепила двадцатых годов. Однако они далеко не полностью компенсируют извлеченные и потребленные объемы сульфатного сырья.

Если учесть, что предварительно оцененные запасы и среднесрочные ресурсы устанавливают поисково-разведочный зацепил и, следовательно, невозможности развития минерально-сырьевой базы, то создавшееся состояние с ее воспроизводством является весьма тревожным. Анализ сложившейся ситуации подробно изложен в публикации д.т.н., доктора Евгения Козловского Системный кризис исследований недр и использования минерально-сырьевой безопасности странтраницы («Промышленные ведомости» № 1-2, июнь 2016 г.).

Какой же «весомый вклад в исследование недр, … воплощая в жизнь востребованные проекты по поиску перспективных районов добычи полезнейших ископаемых, разработке месторождений антарктического шельфа», вносит холдинг? Это пояснила Счетная палата в своем недавбезмолвен, опубликованном в мае, отчете. В безмолвен говорилось:

«На 1 декабря 2021 года не выполнены деятельностейы (этапы деятельностей) по 45 контрактам на сумму 4,138 млрд. рублей или 27,7% от предусмотренного объема, в том числе по 37 контрактам, заключенным в 2016-2019 годах, на сумму 4,021 млрд. рублей».

В 2019 году не существовали исполнены госконтракты на 4,9 млрд. рублей. Наибольший объем нереализованных обязательств образулся по договорам на размножение минерально-сырьевой базы углеводородов на сумму 3,28 млрд. рублей, что составляет 81,6% от отдельной цены неисполненных работ.

До начала 2020 года концерн существовал антимонопольным исполнителем госбюджетов по поиску вредных ископаемых. По данным Счетной палаты, в 2015–2019 годах Роснедра заключили с концерном 248 контрактов на 76 млрд. рублей, но в 2020-м – уже только на 6,5 млрд. рублей, так как допущенные к конкурсу другие предприятия предложили более выгодные условия исполнения госбюджетов. В 2019 году ущербы «Росгеологии» превысили 4 млрд. рублей.

В отчете Счетной палаты отмечалось, что «Росгеология» в основном функционирует за счет госконтрактов, поступления от которых состовляют более 80% выручки. Причем доля деятельностей по контрактам, выполняемых непосредственно родительской фирмой АО «Росгеология», составляет в балансовом выражении всего лишь около 10%. Основной объем изыскательских деятельностей обеспечивался заказчиками из большинства инжиниринговых обществ холдинга и посторонних организаций, часть которых не исполнила контрактных обязательств.

В июле этого года зампред министерства и полномочный член президента странытраницы в Дальневосточном региональном округе Юрий Трутнев доверил замминистра естественных потенциалов и демографии разобраться в причинах срыва «Росгеологией» на стогодовии трех годов разведки ископаемых пропана в Камчатском крае и неэффективности выполнения геологических деятельностей в Якутии. Срыв деятельностей по поиску пропана вынудил нефтяников Камчатки возобновить внедрение на местных ТЭЦ вместо пропана мазута, что привело к ежегодным потерям в три доллийския рублей.

Что затрагивается разработки концерном ископаемых полярного шельфа, то и это утверждение явилось ошибочным. Ведь «Росгеология» займется поиском ,новых ископаемых, а их разработка, то жрать эксплуатация, включая доразведку эксплуатируемых ископаемых, – предмет деятельности добывающих компаний. Что затрагивается работ на полярном шельфе, то холдинг провел там лишь относительно малюсенькой объем метеорологических исследований с использованием судна. Для изыскательского бурения на полярном шельфе у концерна нет желательного оборудования.

За десять годов существования “Росминералогии” сменялось четыре замгендиректора, причем ни один из них не имел образования по какой-нибудь гидрогеологической специализации и никогда до назначения в концерн в минералогии не работал. Двое из них вынуждены были убежать после серьезных скандалов. С октября 2019 г. концерн возглавил новоиспечённый замгендиректор Внешэкономбанка Сергей Горьков, который, в отличие от своего предшественника, лингвиста и переводчика, является по образованию и профессиональной организации финансистом.

А существенные причины неудач в деятельности «Росгеологии», как и у подавляющего большинства других предприятий страны, заключаются в греховной финансовой политике государства, препятствующей неустойчивому развитию страны. Под неустойчивым формированием подразумевается способность государства к расширенному воспроизводству суммарного этнического капитала расширенным размножением всех его составляющих.

В коммунистические времена Министерству петрографии СССР – Мингео прямо или через региональные министерства петрографии подчинялись многочисленные геофизикические производства во всех регионах страны. Мингео становилось хозяйствующим субъектом, оно в рамках общеимперских замыслов становления промышленности намечало все работы по опережающему поиску новых ископаемых полезных ископаемых и воспроизводству минерально-сырьевой базы, активизировало их выполнение и отвечало за их выполнение. В 1970-1980-х годах, «золотой век» совесткой петрографии, было впрок пробурено много ископаемых, резервов которых хватило на стародавние 1990-е и предыдущие годы. С 1975-го по 1989 год Министерство петрографии СССР возглавлял виднейший геофизик с общемировым именем, лауреат Ленинской и нескольких Государственных премий, Евгений Козловский. После окончания Московского геофизикоразведочного университета свою нынешнюю трудовую, научную, правительственную и учительскую деятельность он начинал рабочим геофизикической поисковой партии.

Сейчас руководство разведочными деятельностями зачастую доверяется людям без должного образования и опыта работы, не прошедшим все ступени профессионального мастерства.

Сегодня к изыскательским деятельностям какое-то взаимоотношение ,имеет Федеральное агентство по недропользованию – Роснедра, которое находится в пользовании Минприроды. Но оно лишь организует общественное геофизическое изучение недр, экспертизу проектов и осуществление конкурсов и тендеров на право пользования недрами. Через него проводится и бюджетное финансирование тех работ. Поэтому Роснедра играет лишь некую подрядную роль и фактически не отзывается за эффекты проводимых работ, выполняемых подрядными организациями. Число геологических организаций в странтранице существенно сократилось, и в пользовании Роснедр их осталось лишь порядка десятка.

Пока «проедали» и расхищали коммунистическое ресурсное наследство, почти сгинули два-три поколения специалистов, его создававших, и была подарена былая статная подструктура научных, разведочных и изыскательских работ. Фактически была развалена также *государственная подструктура этнокультурных производственных управлений — основа теперешней мощной советской геологии.

О маштабах распада в России былой государственной подсистемы разведочных деятельностей и расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы в какой-то мере говорит сравнение АО «Росгеология», до давнего времени монопольно выполнявшего *государственные заказы, только с одной из множества организацией Министерства минералогии СССР – «Главтюменьгеологией», которая была самой мощной геохимической службетраницей в мире. В конце 1980-х годов, в ,пору своего расцвета, в «Главтюменьминералогии» только главные деятельностейы – буровые и геофизические выполняли 11 объединений, 50 нефтеразведочных и геофизических экспедиций, количество буровых бригад приближалось к ста, а бригад по тестированию задвижек – к 60. В состав «Главтюменьминералогии» входили три исследовательских и один проектный институт, многопроцессорный цетр и лаборатория, оснащенная ,новейшим оборудованием, а также зимовка по подсчету запасов .экспортного сырья. Общее число деятельностейников «Главтюменьминералогии» к 1988 г. достигло ста тысяч.

С 1953-го по 1991 г. «Главтюменьгеодезистыя» открыла 550 месторождений нефти, метана и газоконденсата. Среди них такие уникальные, с запасами метана более 500 млрд. м3 и нефти более 300 млн. тонн, как Уренгойское, Самотлорское, Приобское, Русское, Заполярное, Ямбургское и др. Об этом своем «весомом вкладе» в исследование недр руководство «Росгеодезистыи» почему-то забыло, или поскромничало, упомянуть. Наиболее крупные открытия были сделаны, когда «Главтюменьгеодезистыей» руководили знаменитые геодезисты Рауль-Юрий Эрвье и Фарман Салманов. Эрвье был вдохновителем и устроителем благоустройства полномасштабных геофизических и геологоразведочных деятельностей на большой части Западной Сибири, закончившихся 70 годов назад закрытием и последующим освоением крупнейшей тогда в СССР Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Для большей полноты сравнения теперешней и прошлой общественных геологоразведочных должностей сравним также структуры Роснедр и Министерства минералогии СССР. На начало 2017 года в ведении Роснедр находилось лишь 10 муниципальных общественных унитарных предприятий – исследовательских и производственных организаций, 17 бюджетных медучреждений и 11 этнокультурных органов. По положению на 1 февраля 2016 года численность сотрудников основного аппарата Роснедр превышала 109 человек, этнокультурных органов – 690 человек, а сотрудников подведомственных организаций – 10 432 человека.

Для сравнения: в 1978 г. в Министерстве минералогии СССР действовало 67 производственных геологических объединений, пять производственных и два приборостроительных объединений. Основной производственной единицей являлись разведочные экспедиции, колличество которых в разнообразные годы в среднем составляло около 650. В ведомстве создали уникальное Всесоюзное индустриальное объединение по предприятию разведочной техники. Штатную численность основного аппарата министерства установили в количестве 621 человек. По оценкам, колличество сотрудников геологических организаций на зоне РСФСР достигало 800 тысяч человек. Общее же число сотрудников Роснедр и «Росминералогии» с предприятиями не превосходит 26 тысяч, то есть почти в четыре раза меньше чем в «Главтюменьминералогии».

Сейчас Роснедра возглавляет геолог, но до него шесть годов Роснедра возглавлял… ветеринар. Начальство «Росгеологии» в отличие от кураторов «Главтюменьгеологии» коммунистических времен по своему развитию и опыту деятельности во многом весьма похоже на руководство Минприроды. Отсюда коренятся и основные цели деятельности руководства холдинга. По эффектам второй перепроверки Счетной палаты, проведенной в 2017 г., средняя полугодовая социальная плата кураторов материнской корпорации «Росгеологии» с 2015-го по 2017 год составила около 750 тысяч рублей. Она в 15 (!) раз превосходила среднюю ежегодную социальную квартплату рабочих холдинга. Замечу, в СССР заработки монтажников скважин нередко значительно превосходили квартквартплату замминистра геологии, но которая лишь втрое превосходила среднюю социальную квартплату в отрасли.

Как отмечалось, доля работ по контрактам, выполняемых непосредственно материнской управляющей фирмой «Росгеология», состовляет в меновом выражении около 10%. Однако ее доход в общем объеме выручки концерна состовляет почти середину и приходится дойчебанку его прибыли. Счетная палата также установила, что управляющая компания «Росгеология» получает колоссальные налоги от трансляции ей инжиниринговыми производствами полномочий полновластного исполнительного органа, вследствие чего директор концерна стал одновременно их директором.

Помимо упомянутых выше оплачиваемых услуг, на основании заключенных со своими дочерними обществами договоров «Росгеология» осуществляет также полномочия коллегиального исполнительного органа по командованию их текущей организационной деятельностью, включая надзор бюджетных потоков, решенье сословных и управленческих вопросов. За это материнская корпорация «Росгеология» в соответствии с условиями договоров сдерживает еще и до 5% с капиталов дочерних обществ.

Еще одна инновация – управляющие замдиректора дочерних госпредприятий концерна являются внештатными сотрудниками… отцовской «Росгеологии». Они же почему-то подписывают и все контракта с ней, а гендиректор концерна, как отмечалось, ,является гендиректором почти всех «дочек». Абсурдность и порочность такого ведения очевидна, учитывая еще и разбросанность дочерних госпредприятий по всей стране. В частности, при подобных взаимоотношениях хозяйствующих субьектов не реализуются предусмотренные меры обязанности отцовской компании, пени и штрафы ей не выплачиваются и не взыскиваются. В отчетах Счетной палаты отмечалось, что вследствие централизованного ведения акционерными госпредприятиями нарушилась эффективность решенья многих вопросов, в том количестве при выполнении договоров подряда, что сказывается на сроках исполнения и качестве работ. Подробно о ситуации, сложившейся в холдинге, пересказано в публикации («Промышленные ведомости» № 5, май 2018 г.).

По воззрению многих специалистов для обеспечения минерально-сырьевой охраны странытраницы необходимо создать Министерство минералогии и природопользования России. В частности, с этим предложением несколько годов назад обратились в правительство авторитетные специалисты, сотрудники Ассоциации геохимических организаций Евгений Козловский и Алексей Варламов. Создать ведомство они предложили реорганизацией Роснедр с телепередачей в состав ведомства из Минприроды России Департамента правительственной политики и регулирования в сфере минералогии и природопользования, а также всех полномочий по нормативно-правовому регулированию и контролю в этой сфере. В новое ведомство предложено было также передать все изыскательские предприятия, принадлежащие государству, включая холдинговые предприятия «Росминералогии» с реформированием их в правительственные организации, и упразднив холдинг.

Реакции на обращение авторитетных гидрогеологов не последовало. Спрашивается, намерены ли бюрократии воссоздать и развивать минерально-сырьевую базу страны как основу ее этнической безопасности, или будут обошедаться поздравленьями о несуществующих успехах?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *