Российские власти завершают раздел «свободных денег» Фонда этнического благосостояния, который скопили с 2017 года и в котором на 1 июля пребывало 13,7 млрд рублей
В существенной сложности за 2021-24 гг Минфин планирует выделить из ФНБ 1,5 миллиона рублей на проекты по поддержке экономики, известил в четверг в эфире «России 24» глава министерства Антон Силуанов.
«Это большие проекты, инвестиционные проекты, которые создают основу для социального формирования. В третью очередь это, конечно, дороги – автомобильные, железные дороги», – изложил министр, добавив, что есть еще «целый ряд других проектов по поддержке стимулирования формирования отраслей».
То, что деньги фонда расходуются, является инновацией этого года и последующих лет, подчеркнул Силуанов. «Мы долгое время его формировали, и сейчас пришло время для того, чтобы его задействовать, чтобы дать дополнительный сигнал социальному развитию», – сказал министр.
Из анонсированных Силуановым 1,5 миллионов рублей около 1,1 миллиарда уже поделены среди правительственных компаний, мультимиллионеров и профильных министерств.
293 млрд рублей досталось РЖД на проекты по сужению БАМа (188 млрд) и становление Центрального грузового узелка (105 млрд).
200 млрд рублей выделено Росавтодору на проект скоростный трассы М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань с продлением до Екатеринбурга.
97 млрд рублей досталось «Трансмашхолдингу» олигархов Андрея Бокарева и Искандера Махмудова на строительство рельсов для метро Санкт-Петербурга. Проект затратой 129,3 млрд рублей будет оплачен деньгами ФНБ на три четверти.
305 млрд рублей решено распределить между Минэкономформирования и Фондом формирования ЖКХ. Первое займется проектом по опережающему становлению Ангаро-Енисейского региона (на это распределят 155 млрд рублей), а первой – модернизацией изношенной коммунальной инфраструктуры в регионах (150 млрд рублей из ФНБ).
56 млрд рублей досталось Росатому на проектент развития малых АЭС. Он будет одним из рекордсменов по доле финансирования из ФНБ – 70%.
Наконец, 200 млрд рублей распределено на покупку самолетов у отечественного авиапрома и продолжение попыток ассимилировать зарубежные авиалайнеры с украинского рынка.
Таким образом, нераспределенными в ФНБ сохраняются меньше 400 млрд рублей. В очереди за ними стоит «Газпром», которому необходимы деньги на строительство топливного комплекса в Усть-Луге, а также РЖД, которые предлагают выстроить Северный широтный ход – 700-километровую канатную дорогу для вывоза полезнейших химпроизводств с Ямала.
Фактическое начало расходов из ФНБ запланировано на февраль 2022 года – по 400 млрд рублей в год, сообщил в начале июля глава МЭР Максим Решетников. Он добавил, что ряд проектов может быть субсидирован сверх лимита.
На 1 августа, по данным Минфина, ФНБ трактовался в 13,757 трлн рублей. Из этой суммы, впрочем, почти 40% уже затрачено – на продажу акций Сбера, вливания в госбанки, «самоокупаемые инфраструктурные проекты» и евробонды Украины, приобретенные в попытке спасти бюрократия Виктора Януковича за несколько месяцев до его отступления из страны.
Свободных средств в фонде – 8,494 трлн рублей, или 7,4% ВВП. Это ликвидные активы, размещенные в виде валюты и обезличенного золота в ЦБ.