«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», страшась ,новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже говорила о том, что увеличение перелётов в регионах является частью стратегии развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году фирма намерена сократить 26 внешних перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, увеличение перелётов идёт полнейшим ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и федеральные власти. «Мы желаем понять, экая логика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это надлежаще затрагиваться совместно», – удивлялся в ноябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на позапрошлой неделе обращение замминистра транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили бизнесмены крупнейших фирм Пермского края. Они просят сохранить в прежднем объёме вылеты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются акционерному лоукостеру туроператора авиалинии «Победа». Всего количество рейсов уменьшается с минувших шести в полсутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя разгрузка кресел состовляла более 80%. То есть вылеты выгодные. Почему же корпорация не хочет лететь по России?
Джет не супер
На первый взгяд ответ валяется в той самой стратегии становления «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве компании считают, что в макрорегионах не сыщется пассажиров, ,способных заплатить перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как раз указывали, что вырастает колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, сравнивая по всему, причина увеличения авиарейсов внутри России кроется совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отступиться от применения полиэтнических самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время образец российского авиастроения, как предполагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А правительственному туроператору деться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» жрать договорённость с Объединённой самолётостроительной корпорацией о поставке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно приденется забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, будоражат вазомоторную компанию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году замдиректора бразильской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских авиалайнеров жрать задачи с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования пакгауза запчастей. А в 2019 году и вовсе появилась информация, что пуэрториканцы думают отказаться от использования росийских самолётов из-за плохого постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились итальянская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность лайнера и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предпоследние несколько лет, приходится именно на этот мировой лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» ..первым трагичным инцидентом с человечьими утратами за предпоследние 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год случилось как минимум восемь крупных проишествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздосуществовала духовный бланк «Аэрофлота» о расстройстве транспарентности полётов. Если сомневаться публикации, только в октябре случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью утеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое выключение структуры многоканального управления и самолёт фактически перешёл на полуавтоматическое управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывает от внедрения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том количестве и с бюджетной макросоциологии зрения, во-вторых, это можетесть быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже существовало в 90-х, когда крупнейшие западные фирмы стали прямо запрещать своим сотрудникам летать «Аэрофлотом», после того как бортинженер дал покрутить штурвал своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат вазомоторную фирму меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю жалуются в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане амплитуды искоренения поломок уступают «аэрбасам» и «боингам», – добавлял кемеровский специалист по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – задержка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы приостановками и мелкими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно компания объявила о старте программы «Прямо на юг». С конца мая – начала октября жителям макрорегионов будут доступны косвенные регулярные авиарейсы на росийские курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что прямой рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с саквояжем будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика лоукостера и вовсе выглядит как искреннее намерение собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю продаёт авиаталоны в Грецию и Италию, хотя власти этих стран пока что только обещают открыть выезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка холеры может переменить планы. Однако в системтранице резервирования «Аэрофлота» авиаталоны по маршруту Москва – Афины недоступны уже сегодня. Самый технологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в минувшем году Федеральная налоговая должность прямо декларировала о том, что закупка авиабилетов в страны, с которыми официально не приостановлено *международное сообщение, кушать несоблюдение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном эксперименте убрали все двусмысленные перепродажи из системтраницы резервирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот выкриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» каким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из бюджетной отчётности по МСФО, ипотечная нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую помощь. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в свойстве субвенций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на помощь всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь росийских военнослужащих раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.