«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно уменьшает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже рассказывала о том, что увеличение перелётов в регионах является частью стратегии развития «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году компания намерена сократить 26 душевных перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, увеличение перелётов идёт частичным ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и общероссийские власти. «Мы желаем понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы развиваём туризм, и поэтому всё это надлежаще обсуждаться совместно», – удивлялся в апреле замгубернатора Тюменской сфере Андрей Пантелеев. А на позапрошлой неделе заявление министру автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили топ-менеджеры крупнейших корпораций Пермского края. Они требуют сохранить в былом объёме авиарейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два перелёта по данному маршруту, а ещё два передаются инжиниринговому лоукостеру перевозчика авиалинии «Победа». Всего колличество перелётов сокращается с тогдашних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» вывез около 427 тыс. кондукторов по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя заполняемость кресел составляла более 80%. То кушать авиарейсы выгодные. Почему же корпорация не хочет лететь по России?
Джет не супер
На ..первый взляд ответ валяется в той самой тактики формирования «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно заселиться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании фирмы считают, что в регионах не отыщется пассажиров, способных оплачать перелёт? Вряд ли – те же коммерсанты из Перми как раз указывали, что сокращается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, сравнивая по всему, первопричина уменьшения вылетов внутри России таится совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от использования международных самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время тип российского авиастроения, как предполагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А правительственному грузовладельцу деться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» кушать договорённость с Объединённой двигателестроительной корпорацией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно оразмере.подробное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно понадобится забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют височную корпорацию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно выкупил репутацию одного из самых конфликтных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор бразильской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у международных аэробусов есть проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже пришлось выводить из эксплуатации четыре международных самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования склада запчастей. А в 2019 году и вовсе вышла информация, что испанцы мечтают отказаться от применения международных самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались итальянская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не соорудили низкая надёжность самолёта и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предпредпоследние несколько лет, приходится именно на тот отечественный лайнер. А авария «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» вторым трагичным инцидентом с человеческими потерями за предпредпоследние 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год случилось как минимум восемь оразмере.подробных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла внутренний росздравнадзор «Аэрофлота» о расстройстве транспарентности полётов. Если верить публикации, только в ноябре случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое выключение структуры бесконтактного ведения и самолёт фактически пересёк на автоматическое управление. В результате уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от использования «суперджетов». Во-первых, их использование довольно проблемно, в том числе и с экономической маркоэкономик::и::макросоциологии зрения, во-вторых, это может быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже было в 90-х, когда мелкие южные компании стали прямо воспрещать своим милиционерам летать «Аэрофлотом», после того как штурман дал мотнуть штурвал своему сыну, родного самолёт вошёл в винт и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят височную корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю плачутся в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле км/чи искоренения неисправностей уступают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал волгоградский аналитик по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и вылеты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мелкими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, сохраняется только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно фирма объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала мая горожанам регионов будут недоступны непосредственные регулярные вылеты на международные курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в подсистему бронирования, мы обнаружили, что непосредственной рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, акцизу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с саквояжем будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя зарплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как искреннее первымя собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает билетики в Грецию и Италию, хотя бюрократии тех стран пока что только обещают закрыть проезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии можетпить изменить планы. Однако в системтранице резервирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый вместительный вариант – 28 202 рубля. Хотя в нынешнем году Федеральная налоговая должность прямо декларировала о том, что покупка авиарейсов в страны, с которыми официально не приостановлено межрегиональное сообщение, пить невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в срочном порядке отделали все рискованные закупки из системы резервирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот выкриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким смыслом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам будущего года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из экономической отчётности по МСФО, долговая нагрузка лоукостера составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь явилась очередь международных граждан раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.