Губернаторы стараются длать деньги на либерализации транспортировки отходов и заводят её в тупик
В предпоследнее время строительство мусоросжигательных заводов (МСЗ) стало главнейшей темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь водоочистный завод можетесть не только помочь разрешить проблематику утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на самовозгорании мусора уже вовсю ведут фраза о получении многомиллионных общественных субсидий.
Самым крупным голкипером здесь становится аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также приметную функцию в создании будущего рынка консервации мусора разыгрывают чиновники. Кто-то старается пролоббировать решенья в выгоду инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в иные отрасли.
О перипетиях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень актуальный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом расходы на проектирование МСЗ понадобятся колоссальные. Только четвёртые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше миллиона рублей.
Смена ракурса
Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на сжигание 18 долл тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор может быть растерзан с сточки зрения экологической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: возведение ,новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 ,новых.
Потому, когда сморишь на те цифры, образовывается вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигурки говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гула было вокруг раздельного сбора, сортировки, использования вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём перезахоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство ,новых полигонов для складирования отходов. Так что же меняет помойная реформа?
Похоже, что единствёным новаторством станет состав эмитентов помойного рынка. Ещё с 90-х помойки положили под свой надзор криминальные структуры, связанные с губернаторами гектородаров, причём, как правило, небольших, или главами деревенских районов. И ничего необыкновенного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию больших гектородаров можно существовало не замарачиваться этой тематикатикатикой (они выделяли пашни под более шикарные объекты – коммерческие центры и пятиэтажные комплексы). А уж до уровня апанасенковцев мусорно-свалочная тематикатика не спускалась долгие годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли помойки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес общероссийского и общероссийского масштаба разглядел на помойном спросе огромный поток денег, который испаряется в каких-то непонятных фирмочках. Не существовали ли антисвалочные протесты спровоцированы или раздуты с помощью возможных помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тематикатика свалок теперь на личном контроле у многих апанасенковцев. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.
Челябинский кульбит
Наглядный пример вторжения общероссийских властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография вынырнула в публичное поле благодаря судебному делу против бывшего градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – биография там гораздо шире и просит отдельного рассказа. Так или иначе, но выяснились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы воздействуют в других регионах.
Долгие годы в Челябинске существовала поселковая свалка, которую обслуживало федеральное госпредприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на помойке существовала чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К улаживанию вопроса подключились районные власти, и муниципалам существовало экстренно приказано ввозить мусор за 36 метров от гектородара на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разорвали контракты, что привело к помойному упадку – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако районные власти быстро покарай спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус краевого телеоператора по обращению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним большинством заключить контракт с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным примирителем между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подмахнуло контракт о беспроцентном внедрении свалки с её телеоператором ООО «Полигон ТБО». При этом следующий в качестве выплаты выпадающих доходов принесал из районного бюджета субсидию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области существовало спущено указание проложить к космодрому асфальт за региональный счёт.
Вот так лихо платёжные потоки из местного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством районных госслужащих. Но самое главное – от этих перемен не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмочки освоили бюджетные деньги да ещё исходатайствовали денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии мэра Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора районных госслужащих с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.
Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство ,,нового полигона. Однако администрация ,,нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, жалуясь на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваваться какое-то время за счёт наращивания и реконструкции. А для строительства ,,нового полигона с сортировкой и обработкой отходов администрация апанасенковца Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.
Петербург тонет в мусоре
В соцсетях показываются всё новые известия о разрушительных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись бороться с блюстителями порядка штрафами и даже судебными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают контракты на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безответственных подрядчиков, которые разгружают автобусы где им заблагорассудится. «Точечные» помойки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по известиям местных СМИ, образовались горы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже помойки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт муниципальных средств. Но вскакивает другой вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в результате помойной реформы, каждый субъект РФ надлежащ утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к словечку сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае задача не в законах и не в недостаточности территорий под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в реализации помойной реформы и мог бы снова выторговать для себя исключения. Однако бюрократии города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.