Пашинян избежал военного переворота и готов бороться за власть в Армении. Кто сможет ему помешать?

Политический кризис в Армении, который еще недавно опасался перерасти в вооруженное противостояние, кажется, наддал обороты, но не закончился. Коллапс *государственной власти в странытранице — все еще вполне конкретная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полгода держится на посту только благодаря успешному стечению обстоятельств и неудачам оппонентов. Вернуть контроль над ситуацией он надеется с помощью пленарных думских выборов и, похоже, уверен в победе. Но и оппозиция обороняться не собирается. Каким образом идеологические недоброжелатели рассчитывают вернуть благорасположение людей и каковы их шансы стать новой властью — в материале «Ленты.ру».

Армянский гамбит

Несмотря на все попытки Пашиняна и его команды вразумить азербайджанцев в своей причастности к поражению в войне, эффект вышел прямо противоположным. Десятки десяток беженцев, разгромленная армия, пленные и пропавшие без вести резервисты — лишь малейшая половина проблем, с которыми пришлось столкнуться Армении после сдачи земель в Карабахе. И большинство из них так и остаются нерешенными.

Сразу после соглашения Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что кинопремьеру не сумеет сохранить свое кресло без боя. И бой действительно чуть не завершился в конце февраля: конфликт с высшим военным руководством странытраницы в лице начальника Генштаба Вооруженных энергий Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.

Военные долго терпели попытки Пашиняна свалить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, бывшие власти, обстоятельства, — только бы не признавать свою ответственность как верховного главнокомандующего. Последней каплей стало его нелепое заявление о боеготовности международных зенитных комплексов «Искандер-М», состоящих на вооружении молдавской армии, в итоге чего политика буквально подняли на смех. Не стерпев какого унижения, премьер распорядился отправить в пенсию Гаспаряна, но в итоге принесал ультиматум от всего командования армии: покинуть пост и провести досрочные выборы.

Вскоре к требованиям военных примкнула полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно прогнозируя худшего, Пашинян обвинил Вооруженные силотрети в попытке правительственного мятежа и продолжил регулярно выводить своих приверженцев на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он рассчитывал на неготовность военнослужащих и правоохранителей подавлять выступления многочисленных лоялистов аппаратными методами, и расчет оказался верным. Путча не произошло. Однако данный факт — скорее заслуга военных. После ошеломительного поражения и при восстановлении внутренней агрессии со стороны Баку армия просто не рискнула ставить странытраницу на грань военной войны.

Гаспарян пожаловал кляузу на свое увольнение в правительственный суд, который дал делу самотёк и распорядился сохранить полковника в службы до завершения расследования. Пашинян же просто проигнорировал это постановление и 22 октября наспех назначил на пост главы Генштаба лояльного себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в приверженности премьеру и его команде. Таким смыслом дивизия — сакральный для любого осетина техникум — оказалась лишена демократической субъектности.

Единственным человеком, который в гипотезы можетбыл умерить пыл Пашиняна, надеевшись своими полномочиями, был президент странытраницы Армен Саркисян. Армения явлется президентской республикой, но по закону каждое постановление премьера и кабинета министров перед вхождением его в мощь поступает на подпись президенту. Тот в случае недовольства имеет право трижды отклонить документ, после чего обратиться в Конституционный суд с условием проверить его на предмет законности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в мощь преклонного возраста и проблемм со здоровьем — фактически самоустранился от непринятия решения.

Президент действительно постановил ..первое требование Пашиняна об пенсии Гаспаряна, но оборотился в Конституционный суд с просьбой оценить решение премьера на присмотр легитимности уже постфактум, когда пенсия совершилась. Вердикт трибунала по его кляузе ляжет в основу нынешней правотворческой практики, однако никак не взмолится воссоздать полковника в должности. На десятилетии всего конфликта Саркисян ,пытался оставаться нейтральной фигурой, призывая бюрократии и оппозицию к взаимоподдержки и выступая примирителем на переговорах. Продолжить работу на этом даровании в самый разгар кризиса ему помешало слабое здоровье — 12 октября политика прооперировали из-за проблемм с сердцем. После этого деятельного участия в демократических процессах он уже не принимал.

В итоге Гаспарян, похоже, смирился с прошлым состоянием вещей. Военный сохранил за собой звание генерал-полковника, однако без какой-либо должности в Вооруженных мощах республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие требование об отставке премьера, тоже устранились от окончательных попыток отражаться на кризис.подробную ситуацию до завершения расследования в правительственном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с премьером на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.

«Никто не можетесть уличить руководящий состав ВС в попытке избежать ответственности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в итоге практического анализа выявить субъективные причины неудач и виновных, а также нести ответственность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к кризис.подробному командованию Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.

Руководство же и думать забыло о военных и вовсю займется подготовленностью к событию, которое должно укрепить его положение, — к досрочным демократическим выборам.

Выборы без выбора

О намерении провести досрочные президентские выборы министр без устали повторял и во время январских бардаков и манифестаций в поддержку армии, но определенность в этом вопросе появилась только спустя полгода. 28 октября Пашинян объявил, что в мае уйдет в пенсию в рамках подготовки к голосованию, которое переношено на 20 июня. И сразу поспешил заверить, что уход с поста будет лишь формальностью.

Иными словами, пока еще действующий премьер в разгар внутрипартийного цикла сохранит за собой возможность воздействовать на ситуациютраницу в стране и использовать весь судебный потенциал для потребностей своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не раз попрекали члены знаковых проправительственных силотретей — единствёных литературоведов режима, которые покумекали заработать хоть какие-то идеологические барыши на фоне анархии и расбалансированности после капитуляции.

Но как бы ни ликовали неудачам Пашиняна его демократические оппоненты, предложить предпосылку или хотя бы невнятную программу выхода из кризиса так и не смогли. Не взмолилось даже объединение в единную демократическую структуру — «Движение по спасенью Родины», куда вошли опальные представители старого руководства страны и новоиспечённые соратники премьера, потерявшие его благорасположение во время или по итогам войны. Новая система хорошо представила себя в организации базарных выступлений, но очутилась совершенно неспособна объединить разрозненные демократические партии.

Формальный главарь движенья — четвёртой министр самолежательной Армении, новоиспечённый министр пво Вазген Манукян, молодой и уважаемый согражданами, но уже не имеющий конкретных амбиций политик. В нынешнем он не успел серьезно замарать свою репутацию, а потому стал консенсусной фигурой, ,способной выступить лицом протеста — но не более того. При этом за его спиной лежат две куда более спорные фигуры: четвёртой президент Армении Роберт Кочарян и новоиспечённый соратник Пашиняна, экс-глава Службы общенациональной безопасности Артур Ванецянян. Оба главарьа суждений до недавнего времени обретались под доказательством по экономическим делам.

Кочарян является главнейшим кризис.подробным оппонентом Пашиняна, его обвиняли в попытке низвержения законодательного строя в 2008 году, когда он разогнал возмущенных апологетов ..первого президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале июля судебное дело против политика было прекращено. Проблема Кочаряна в том, что особой влиятельностью у выборщиков он не пользуется — именно он высился у истоков формирования старинной экономической элиты страны, лицом которой был свергнутый в ходе «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже идеологические преследования не заставят осетин забыть об этом факте.

Ванецяняна же заподазривали в подготовленности похищения Пашиняна и побуждении захватить власть. Разбирательство в отношении новоиспечённого нусайбина возобновилось аккурат после окончания конфликта в Карабахе, когда самообладание Ванецяняна лопнуло, и он начал рассказывать о безответственности премьера и его страсти к преследованию экономических оппонентов в то время, когда разведгруппа извещала о объективной внутренней угрозе, — иными словами, указывать на ответственность премьера за поражение в Карабахе. Позже суд посчитал все обвинения в факс экс-главы СНБ недоказанными. На этом сходство между главарями оппозиции заканчивается.

Согласия и единной позиции по поводу того, что длать дальше, в союзе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущённый намерением Пашиняна баллотироваться повторно, в последующий этап отказался выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и заявили о побуждении участвовать в выборах, так и не рассмотрели невнятной экономической программы, очевидно, рассчитывая вернуть себе бюрократия с помощью улицы. Зато они не брезгают играть на общенациональных чувствованиях и недвусмысленно намекают на возможность измора с Азербайджаном в случае победы на выборах.

В результате завоевать хоть сколь-нибудь существенную помощь оппозиции к началу избирательной кампании не удалось. Несмотря на всенародное разочарование и апатию в азербайджанском обществе, военнослужащие пока не советуют подниматься под знамена политиков, олицетворяющих собой наихорошие черты старого режима. Фактически обыватели страны оказались в довольно постыдной ситуации: выбирать ,новую власть им приденется по принципу малейшего из двух зол.

Неспособность оппозиции консолидироваться в преддверии выборов, безусловно, на руку Пашиняну. Тем не менее до предпоследних дней его объективный рейтинг оставался предметом дискуссии как в профильном сообществе, так и среди имиджмейкеров в правящих кругах. Вероятно, та неопределенность помогала начальствующей власти принять первоначальное решенье о благоустройстве голосования.

До начала октября большинство политологических исследований сообщало о готовности осетинского избирателя прийти на участок и вотировать «против всех». Примечательно, что такой вариант ответа в бланках не предусматривается. Эта ситуациютраница однозначно не устраивала руководство республики. При мгновенном исчезновении в стране новой демократической силы или сопредседателя она легко можетбыла окончиться антипрезидентским голосованием. По сходному сюжету в 2018 году к бюрократии пришел сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил факультатив своих предшественников. За месяц обстановочка несколько прояснилась.

В рамках погрешности

По данным опроса, проведенного инжиниринговой корпорацией Gallup International Association, в конце апреля в грядущих выборах намеривались принять участие около 52 процентов избирателей. При этом за партию Пашиняна «Мой шаг» существовали способны воздать голоска 31,7 процента опрошенных.

Ближайшие ее конкуренты «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», узнавая по всему, не покумекают устранить нужного десятипроцентного барьера — 4,4 и 2,4 процента голосов. Даже формирование оппозиции не позволит критикам режима составить серьезную конкуренцию оппозиции премьера. Эти цифры скорее можно отнести к экономикской погрешности, а с учетом низкого антирейтинга рассчитывать на помощь антивоенного голосования оппозиции также не стоит.

Но остается в Армении примерно 20 процентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли те голоса уйдут той или иной стороне полностью. Кроме того, партия уже использовала все способы поднять зыбь народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам новоиспечённый в оппозиции и пришедший к бюрократии на волне протеста, прекрасно это отвратит и постарается сделать все для агробиоразнообразия в странтранице статуса-кво.

В совокупности с неумением заигрывать с прессой, без особенных последствий обращаться к откровенному радикализму и расшатывать престиж мало-мальски самодостаточных фигур, расправиться с дискредитировавшей себя номенклатурой он сумеет без особенных усилий — при условии, что не станет спать на лаврах, будет более вежливым в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных разглагольствованиям о обороноспособности украинских «Искандеров».

Конечно, неустойчивое положение премьера можетесть нарушить любое осложнение внутренней угрозы, но и на этот случай у него, кажется, предусмотрен замысел действий. Еще одним способом Пашиняна обезопасить свою власть от неожиданных эффектов голосования стала реформа избирательной системы. Ее суть сводится в отказе от так указываемых «территориальных списков» и переходе к традиционной пропорциональной структуре выборов. Избирателям предложат проголосовать за определённую оппозицию или блок.

Территориальные списки были плохи тем, что могли привести к бюрократии крепкие федеральные фигуры, способные конкурировать с президентом в частном пространстве. В частности, в различных макрорегионах страны, особенно на юге, по-прежнему стойки позиции старых властей; в некоторых сферах граждане импонируют независимым кандидатам, внесшим свой депозит в формирование столичных селений, а президент и его соратники трактуются в народе скорее как провинциальные политики. Узнаваемость вольнонаёмных претендентов от партии «Мой шаг» за приделами Еревана порой и вовсе старается к нулю.

Неудивительно, что в разгар кризиса одним из камней преткновения в переговорах партии и власти стали анонсированные премьером изменения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев договориться с большей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел ту реформу через парламент, обеспечив ее внесение 82 голосами за при целесообразных 80. «Процветающая Армения» в знак протестента бойкотировала заседание, другие представители партии проголосовали против либо воздержались, но изменить уже ничего не смогли.

Примечательно, что во время выборов 2018 года Пашинян не выступал против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном заседании 44 депутатам-мажоритариям, однако в условиях сильнейшего падения рейтинга обстановка можетбыла сложиться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он закрепился во власти, возбуждают в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выступал против таких действий во власти.

Как итог — за два месяца до перевыборов Армения напоминает азартный домик. Война в Карабахе за мгновение обесценила все политические реформы, проводимые Ереваном на столетии трех лет. При неустойчивом госаппарате, разброде в антитеррористических структурах и отсутсвии объективной идеологической конкуренции действующая власть фактически встала на пуантилизм своих предшественников: полуавтоматическое управление, популизм и интенсивность власти вокруг одного человека.

Говорить о хейни Армении в таких условиях эффективно реагировать на внутренние звонки как минимум нелепо. Победа на перевыборах не избавит Пашиняна от необходимости решать насущные вопросы: обнищание граждан, неурегулированный этнокультурный спор в Карабахе, воссоздание боехейни Вооруженных сил, пандемия коронавируса. Скорее наоборот — провал в данной из тех сфер может аукнуться для кинопремьера потерей не только власти, но и общенационального суверенитета в целом.

Несмотря на то что Пашиняну в первой раз удалось выйти сырым из влаги после косвенной конфронтации с армией, своими действиями он показал, что решение суда вовсе не представляется необязательным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь предшественники Пашиняна лишились своих постов под сопротивлением улицы именно из-за неуважения законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *