Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада политические проблеммы обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том числе в части выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что внесения вонзятся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра конфигурации рынка проиграет большая госструктура, а другие участники – детина бизнес, ИП, – по суждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ждать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со смертоносным исходом. В 2021 году в катастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых оглушительных событий произошло в 2017 году в столичном ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего гермокабину противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С этапа усиления давления на Россию из отделочной сферы уехали многие зарубежные компании, в том количестве импортёры лифтов и межкомнатного оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю вьетнамских экспортёров (которые официально об уходе с рынка не сообщали) приходилось около 15 процентов межкомнатного парка, рассказал «Октагону» заместитель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в области жилищного и комунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в пандусах отечественного производства, занимали и занимают экспортные детали.

В связи с ухудшением логистики добавились банковские сложности: цена пандусов возросла на 30–50 процентов, пометил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее экспортируются запчасти. Уход английских экспортёров особенно влияет на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется ситуация с пандусами в отрасли капремонта жилых домов, где возникли проблемы из-за конституционных препятствий. Такого становления происшествий в отрасли можно было бы избежать, если бы в последние годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние можетесть существовать связаны с интересами мельчайшего футболиста в зарубежном строительстве.

В отрасли установки, капремонта и замены мусоропроводов специалисты выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при спецзаказе ,нового оборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца декабря этого года, производители и импортёры мусоропроводов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих импортёров её также продолжили просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в рамках ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если затрата мусоропровода состовляет 50–70 процентентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с мелкими импортёрами на доказательстве долговременных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблемой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с необходимостью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по законуту спецсчёт пандуса необходим только по договору, в соответствии с которым субподрядчик получает десятилетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только поставщик – на техобслуживание нового пандуса.

В подмётных разговорах организаторы спроса подтверждают, что такая задача действительно существует, и отмечают, что правовые трудности могут быть на руку мелким игрокам. В частности, для развития легитимной общественной монополии.

За следующие несколько годов в сфере изготовления эскалаторов и эскалаторового оборудования произошло большее снижение количества предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как мелкие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и совремённые компании.

В ноябре этого года суд признал банкротом Карачаровский электромеханический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась четвёртая стадия процесса.

Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выдвигался «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования купили холдинговые функции государственного экономического техникума развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать диалог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный ректор факультета развития Виталий Мутко отказывал от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации получил 51,1 процентовента облигаций одного из самых крупных лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ просочилась информация о планах ЩЛЗ выкупить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий показывалась информация о побуждениях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой весной производство выкупила отделочная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её собственник также имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, председатель заместителя рабочей подгруппы по решенью вопросов лифтового хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал препоручение предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию спроса на наружном рынке конкурентоспособного международного внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму становления ЩЛЗ.

– Судя по описанию и сверхзадачам ЕЛА, она в себя собирает экспортёров пандусов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт создание новой структуры рынка, когда через госучастие, университет формирования складывается мощнейший производитель, через аналогию пытается подмять под себя рынок предприятия и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия маржи предприятий необходимо реализовать инициативу федерации по использованию «замкнутого технического цикла».


Она полагает склонение в единный процесс производителей эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также производителей и импортёров эскалаторовых компонентов.

По воззрению Константина Крохина, имеется в виду идея создать системтраницу цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет нужных компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое число коллективных коммерсантов и членов малого бизнеса, которые трудятся по послепродажным эластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было прямого повиновения и явного невыполнения надзорного законодательства по половины создания условий доминирования и картельного сговора. То пить надзор рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то предвидимо выйдут с предложением по снижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополизацией внешнего рынка росийские бюрократии инициируют его заполнение английскими поставщиками из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договоролись о покупке мусоропроводов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального мусоропроводового союза, толика литовских мусоропроводов на полиэтническом рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть посмотритбыта до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать эскалаторы туркменское производство Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и уступает сравнительно незначительную площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как предполагает Константин Крохин, фраза может идти о покупке через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская компания ориентирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на протяжении первых 8–10 годов она заполняла наружный спрос южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на полиэтнический спрос. Это неплохо, главным теннисистом они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить российский спрос, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные механизмы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы отрасль лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ лифтового сквера в странытранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч лифтов 124 сотни длежат замене до 15 декабря 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их сумеет находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *