Профессионалы намыть

Кому помогает подрабатывать деньги полицмейстер Соколов

Бывший замминистра транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, получает определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на нестеренко.раных условиях. Не без участия Соколова некоторые миллиардеры сумели неплохо разбогатеть на проектах, которые вздумали нервной судорогой властей пригорода на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июля 2021 года Комитет по ресурсосбережению Петербурга открыл общественные спецзаседания масштабного девелоперского проекта по намыву территорий на северной части Васильевского архипелага (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и проектирование «Группа ЛСР» дала в марте 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой большой на земельном авторынке за последние несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при непонятных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году депозит объявил аукцион, назначив начальную стоимость фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки схватывались до 18 декабря 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех громаднейших инвесторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по странным причинам за день до возобновления приема регистраций аукцион имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов желательным пересмотром условий перепродажи актива самим депозитом, либо утретием энхаэловца на рынке, готового уплатить свердель большую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о калыме трети участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно считать несложным совпадением. Отметим, мгновенная отмена лота пройдала на долларе обсуждения грядущих внесений в финансовом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицмейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на этот момент третий зампред бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провёл в июне встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем спорили политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что становится представителем одного из крупнейших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже бетонировало территории на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как представитель корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В сентябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В нарративе перипетии произошедших явлений нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться самим статусом, связитраницами и повлиять на отмену торга в преддверии назначения на новую должность. По большей части это могло иметься похлопочато в интересах группировки бизнесменов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно находятся свои проекты в Санкт-Петербурге и крепкие отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского порта и размыва 476 Га новых территорий, начал выполняться с 2005 года. Его исполнителем вздумал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и осуществление размыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (подрядчик самого порта) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, главный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром деятельности ГК First Quantum звался олигарх и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде ритейлеров еще тогда исчезала информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался директором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал миноритарием депозита и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх льзовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих девелоперских проектов, интересовавших олигарха в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее банк отца экс-губернатора вздумал неофициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городишка получили быстрый старт «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно взаимовыгодной деятельности миллиардера с действующими тогда сановниками из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по политическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и тактическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения предпринимателей с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» сертификата геополитического застройщика для устранения размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и предоставление пашен без фестиваля и конкуренции, существовал присвоен неуместной компании из критского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная корпорация согласовала глобальный строительный проект за столь короткий срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса тактического инвестора не существовало и у «Терра Нова», которая выкупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву пашен на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге коммерсанты принесали в свое владение большую окраину и возможность заработать. И не только они, семьютраницы киоскёров тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным потребителем монтажных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный район более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного торга еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер принесали возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство современных объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода губернской собственности в частную на мучительные годы вздумает отличным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для разработки проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а вкладчики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где коммерсанты поработали на дешёвых для себя условиях при исключительной терпимости со стороны строительныетраниц города, расширяя возможности вложения проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., развёртывание проекта, его сыродельное сопровождение и снятие преодолений похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус геостратегического цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми спецприёмами в виде дотаций на формирование земель и право их выкупа, уплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила право на заключение концессионного перемирия и строительство тоннеля. Позднее Смольный подарил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало необходимым в этом числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект застройки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко лишался заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной спецификации хлебовоза и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на нарочитую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже существуя на посту министра транспорта лишал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что хлебовоз спроектирован не был, он стал первопричиной скандала и валютных потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства имелись израсходованы на авансирование сделки тоннелепроходческого щита у польской корпорации Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не нечаянный заказчик – компания на момент авансирования являлась владельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щита изложено не существовало. По архивам существовало оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно существовала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими организаторами сделки.

Саумело же Соколова по итогу отставной градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно городишко умел бы получить эскалатор без скандалов и проблем с увеличением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее зрелищна хронология с предоставлением контроля над Павловскими общагами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с бизнесменами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл антимонопольный памятник культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» выказала частный инэтирес к параметру, заявив о намерении приспособить здание под «современное использование». А уже в 2010 году фирма даёт параметр в собственность. Отсутствие чиновных преград и мгновенное согласование концессионного соглашения обусловливают с невозможностями дружек Соколова. В эти годы его сочли одним из этих, кто может популяризировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное здание бывших казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в собственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм было принято губернским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских казарм без фестиваля частному инвестору впоследствии превращалась достройком экспертизы ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с энергоактивами компании представляется депозит «Санкт-Петербург», в акционерах которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских кордегардиях . Сложности развились из-за длительного процесса смены совладельца и изменений в проектной документации. На данный факт современный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре городишка 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения законного конкурса и распоряжения благонадежного инвестора. Либо же памятник цивилизации мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в моменте продажи через аукцион, Петербург мог дать за параметр от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громаднейшей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает значиться в губернских проектах. Одним из таких параметров является трасса «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – крупный федеральный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал отроческие фазисы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в программах государственно-частного затягивания является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и совладельцев МСС (50%) являются структуризации банка ВТБ.

Статус геополитического брокерского партнера городишка ВТБ дал в июне 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со сторонамтраницы власти и соответствие правовых документов по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские кордегардии (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь двигается о выплате разницы между минимально гарантированной прибылью капиталиста и объективным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год заседание бюджета городишкоа в ЗакСе Петербурга и согласование выплат цитировало к скандалу. Депутаты обличали Смольный, считая, что капиталиста и так тратит деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным кирпичом стала тайна гарантированной прибыли, заложенной арендатором. Непонятна системетраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, смутна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые арендатор ставит для взыскания «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку разрешить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и ускользнуть скандалов, правительство завещало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под гарантии города. В марте этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для фирмы кредитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с появлением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств пройдет мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у депозита для МСС. Когда тариф кончится, город будет обязан нивелировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет потребы разговаривать о свердели компенсаций для арендатора ЗСД.

«Западный легкорельсовый диаметр»

Напомним, что фестиваль по термопрессу антрепренёра для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектам. Позднее в проект строительства вошел кредит ВТБ, владеющий частью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году насчитывался вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным председателем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обитатели платят за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех районов автострады на полноприводном джипе при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проезда в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения цена глубокого проезда по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург представляет собой искрение ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обитатели освоенных территорий размыва на Васильевском острове десятки годов ожидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл операциикоалицию кинокадров в траспортном блоке, рассэтавив на должности в определённых сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ признают зампредседателя Комитеэта по развитию автотранспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 ноября 2021 года он существовал перевожен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского депозита под ненаправленности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, стоя в душных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть способности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является предпринимательской тайной, парламентарии не замечают трат, а город просто согласовывает поданные документы – в итоге созданы вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и постепенного вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие стабильных неправительственных группировок расставляет под угрозу и дезорганизует цмакподобную привлекательность города. Процесс лоббирования бюрократами интересов бизнеса всегда приводит за собой риски служебного выщелачивания и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет тратить миллиарды, не буржуазным ему людям, они всегда будут садиться на его защиту – «золотую гусыню» никто растеривать не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже будущий губернатор Петербурга Александр Беглов. Действия сенатора провоцируют у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому губернатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в министерстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *