Необходимые поправки в Бюджетный кодекс правительство уже одобрило 30 мая, они прошли согласование в министерствах и ведомствах и планируются к внесению в Госдуму, сказано в пояснительной записке к законопроекту. С копией документа ознакомились «Ведомости», представитель Минфина подтвердил его подлинность. Принятие поправок, предположил он, состоится в июле.
Действовать поправки начнут с 2019 г., знает федеральный чиновник финансово-экономического блока правительства.
Правительству предстоят значительные расходы. Новый майский указ президента Владимира Путина ставит перед Россией серьезные задачи: до 2024 г. войти в пятерку крупнейших экономик мира, снизить бедность вдвое, увеличить продолжительность жизни до 78 лет, кардинально улучшить качество медицины и образования, развернуть огромное строительство жилья и инфраструктуры. Председатель правительства Дмитрий Медведев оценил общие расходы на исполнение указа Путина в 25 трлн руб., большая их часть уже запланирована в бюджете, дополнительно необходимо найти еще не менее 8 трлн руб.
Назначение Алексея Кудрина председателем Счетной палаты, как и назначение бывшего первого зампреда правительства Игоря Шувалова председателем ВЭБа, связано именно с усилением контрольных функций при распределении бюджетных средств на исполнение майского указа – предстоят гигантские траты на социальные и инфраструктурные проекты, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
Кудрин после назначения в Счетную палату заявлял, что будет вести борьбу с коррупцией и увязывать бюджет со стратегическими целями развития России, в том числе государственными программами и национальными проектами.
Аналитик Moody’s Владлен Кузнецов считает, что для достижения к 2024 г. показателей из майского указа президента потребуется более жесткая бюджетная дисциплина и более эффективное расходование средств.
Сейчас Счетная палата и Федеральное казначейство ограничены в контроле за эффективностью расходов местных бюджетов, говорит чиновник финансово-экономического блока правительства, а суды завалены делами о различных нарушениях, но из-за пробелов в законодательстве многие дела не доводятся до конца. В 2017 г., к примеру, Счетная палата выявила более 6500 нарушений при тратах федеральных денег на сумму 1,9 трлн руб., говорила в декабре ее тогдашний руководитель Татьяна Голикова и объясняла, что основные причины этого – пробелы в законодательстве, низкая компетенция и отсутствие ответственности сотрудников госорганов и распорядителей бюджетных денег.
Поправки в Бюджетный кодекс, подготовленные в правительстве, наделяют Счетную палату и Федеральное казначейство правом контролировать исполнение местными властями не только бюджетного законодательства, но и всех законов о расходах местных бюджетов, в том числе законов об адресной социальной помощи, радуется чиновник финансово-экономического блока правительства. Сейчас сложилась парадоксальная ситуация, сказано в пояснительной записке к законопроекту: многие виды нарушения законов и иных нормативных актов, которые наносят госбюджету финансовый ущерб, не считаются нарушением бюджетного законодательства, а поэтому контрольные органы не могут с ними бороться. Таков первый блок поправок.
Второй блок поправок расширяет контроль Счетной палаты и Федерального казначейства за расходованием межбюджетных трансфертов, в том числе за тем, как муниципалитеты тратят транзитные субсидии – деньги, поступающие регионам из федерального бюджета. Счетная палата и Федеральное казначейство смогут вводить санкции против получателей денег, например, когда бюджетные трансферты или бюджетные кредиты используются нецелевым образом. Минфину предстоит разработать для этого специальную методику.
Минфину также предстоит создать единую федеральную систему стандартов внутреннего государственного финансового контроля – их постановлением утвердит правительство.
Счетная палата и Федеральное казначейство также получат контроль за расходованием денег, выделенных из бюджета внебюджетным фондам – Пенсионному, социального и медицинского страхования.
Поправки (это третий блок документа) переменят и процесс финансового контроля и аудита. Например, если у муниципальных контрольных финансовых органов нет возможности проводить внутренний финансовый аудит местного бюджета своими силами, они смогут привлечь к этому Счетную палату или Федеральное казначейство, говорит представитель Минфина.
Перечисленные поправки в Бюджетный кодекс означают усиление контроля Счетной палаты и Минфина за всеми государственными расходами, так как за нарушения бюджетного законодательства теперь предлагается ввести ответственность, раскрывает содержание документа Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Расходы федерального бюджета на 2018 г. установлены в 16,52 трлн руб., Минфин предлагает их увеличить в этом году до 16,59 трлн руб. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджеты регионов за январь – апрель 2018 г. исполнены в размере 499,6 млрд руб., или 27,1% от плана, сообщила 1 июня Счетная палата.
В документах Счетной палаты называются огромные суммы неэффективно потраченных средств бюджета и другие нарушения при расходовании государственных денег, но за выявлением этих фактов не следует никакого наказания, а поправки должны исправить такое положение вещей, считает Суслина.
Предложенные поправки не повлияют на доходы бюджетов, говорит аналитик Fitch Владимир Редькин. «В теории это может ускорить прохождение средств к бюджетополучателям, но за пределами ужесточения контроля [описанного в поправках] остается вопрос об эффективности расходов», – замечает Редькин.
Внутренний и внешний аудит бюджетов должен быть всеобъемлющим, в том числе необходимо проводить анализ требований по государственным закупкам и их соответствия выполнению заявленной бюджетной услуги, продолжает Редькин. А по мнению Кузнецова из Moody’s, поправки продолжают линию правительства на ужесточение контроля за исполнением бюджетов регионов и эффективностью управления бюджетами.
Ранее принятые Минфином меры позволили достичь сбалансированности совокупного бюджета российских регионов в течение 2016–2017 гг., заключает Кузнецов.