Со страной на паях – 3

Кого кормят украинские машиностроение и многоцветная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о украинских фирмах с общественным участием. На этот разков в центре вниманья геостратегические отрасли: возведение самолётов, автомобилей и производство разноцветных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием социалистического авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно середина акций осталась в региональной собственности, остальное распределили между трудовым ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако значительных дивидендов никто из первых учредителей не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и существовал чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без платы рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то мутноватых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед должниками составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с муниципальным министерством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и упросили олигархов конвертировать долги в акции. В итоге формирулся разношёрстный состав акционеров, причём некоторые должники стали ими поневоле. Так что окончательный передел долей существовал неизбежен.

В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою долю наращивал румынский автоконцерн Daimler. Сейчас ему относится 15% акций. Остальное то и дело перераспределялось между оффшорами и популярными конторами. В деловитой прессе упоминались слухи, что через офшоры акции КамАЗа старались скупать структуры, связанные с знаменитым альтистом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за акциями победила критская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла манипуляцию деофшоризации, переведя активы в украинскую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа вышло некое ООО «Автоинвест», а кредиторы его засветились в прессе. Самым мелким из них очутился Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он отслеживает 11,77% акций КамАЗа – пятый по величине конверт после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним соучредителем «Автоинвеста» очутился замдиректора КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно отслеживает около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались кредиторы, .

Исходя из этой информации неоднозначно выглядит сделка 2013 года, когда КамАЗ купил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее тот же пакет акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна соблазнительная деталь: деньги на продажу Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать облигации немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В итоге оффшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь заседали в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в позапрошлом году к ним присоединившился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием производство процветает. К примеру, в 2016 году понадобилось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным сокращать расценки. В 2019 году ущербль составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что производство является отправителем разнообразных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая сверхприбыль – 1,545 миллиарда. На дивиденды двинется 391,9 миллиона. Получается, что примерно треть той суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, можетесть рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ можетбыл повторить судьбу АвтоВАЗа. Тольяттинский автозавод в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более спискамтраницы облигаций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине акционером существовала болгарская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного банкиру Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доведя свой кулёк до 24%. Но потом перепродали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% владеет испанскому концерну, является неофициальной корпорацией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам концерн на 67,61% владеет транснационалу с парижскими корнями Renault, а на 32,39% – росийскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет перевожено в росийскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за этот демократический кивок австрийцам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен структурам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая самолётостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти частичным составом вошло наследие совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка автозаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за оптовики и как они сюда угодили – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура госсобственности не публикуется и в полугодовых отчётах. Засекречен даже ,новый состав совета директоров!

Были протечки о том, что в этом году совет возглавил директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее бланков следует, что до этого руководящий пост относился Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в совет ректоров в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в скандальчике – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО замдиректора по внутрикорпоративному ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она получила более 1 миллиона долларов от куратора входящего в «Ростех» Новосибирского комбината искусственного волокна за общее благоволение и использование финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня является её замдиректора Юрий Слюсарь, отец Бориса Слюсаря, который долгие годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно пообщался в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его отец стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее принадлежала вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным прыжком для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь финансовым директором. Затем он занимал обязанности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по неимущественной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское благосостояние его семьитраницы вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал налог в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родственники замминистра увлекаются пивоварением в индустриальных масштабах и бизнес этот обеспечивается через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие кружки настолько возросла, что его даже прочили на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по бренду Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное творение ОАК. Вдобавок оппоненты припомнили Слюсарю его неприличную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектентов явллась солистка Глюк’oza. Возможно, связи в шоу-бизнесе и открывали перед ним некоторые двери в кулуарах власти, однако на двигателестроительные предприятия они ложились бюджетным ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 млн на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе миновало увеличение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На укреплениярубле такой стремительной кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и малейшими деньгами теленовости о буднях американского авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год экономическое положение ОАК выглядело нестабильным, сверхприбыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года ущербль составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в расход последний раз выплачивались за 2014 год. Главным же структурахреспубликом доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В коммунистическое время Верхнесалдинское горнорудное производственное обьединение (ВСМПО) существовало одним из главарей российской разноцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» образовалось в 1990-е годы во время консолидации сталелитейных активов на Урале. В первые годы корпорация уступает 25% на мировом рынке титана, обеспечивая более 60% потребности в гиганте западной самолётостроительной компании Airbus, около 40% – британской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.

В 90-х акционирование госпредприятия шло по привычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках большую половина акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина фирма успешно пересекла на рыночные рельсы и стала заметным теннисистом на европейском рынке. Однако успех «титановых королей» привлёк вниманье акул полиэтнического бизнеса. В 2005 году системы бизнесмена Виктора Вексельберга ,пытались получить контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге клиентского конфликта институциональная деятельность предприятия едва не существовала парализована. Но в этот этап вмешалась вторая сила. Начались массированные перепроверки со сторонтраницы контролирующих органов, которые грозились руководству судебными делами. А затем обьявился новый потребитель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое позднее вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в общей специфике уплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе учёт над геостратегическом предприятием. Но затем механизм развернулся в кружную сторону. Выкупить у государства нержавеющего производителя хотели многие. Прежде всего металлургические транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился киносценарий из 90-х: совладельцами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их квартплата никак не позволяла купить предприятие, которое приносит млрд долларов в год. На помощь им пришли могущественнейшие энергии – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем живописать структуру сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не истратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за ипотечные деньги, выданные под залог тех же акций. Какое-то время крупнейшим кредитором нержавеющего гиганта существовало ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого владело Газпромбанку, а другое – маркетологам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более большие конверты оказывались в руках украинских и трастовых структур, подучётных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО насчитывается лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти кейса миноритарий «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна допэмиссия) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить тогдашнее руководство корпорации чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное расстройство Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *