«Украинское общество готово к драке» Почему в республиках бывшего СССР не прекращаются войны и цветные революции?

Беловежские соглашения, юридически закрепившие развал СССР, величали «шедевром легитимной дипломатии», так как именно они обеспечили мирный развал советской державы и позволили избежать масштабной военной войны. И все же в последние годы сосуществования Советского Союза на его окраинах уже дотлевали угольки грядущих войн, а 2 октября 1992 года, вскоре после историографической встречи в Беловежской Пуще, возобновился ожесточённый конфликт в Приднестровье — третий и, возможно, не предпоследний на позднесоветском пространстве. Почему недавние жильцы и братские народы взялись за оружье и кто виноват в том, что те конфликты продолжаются до сих пор, «Ленте.ру» рассказал военный историк, составитель книг о войнах на позднесоветском пространстве Евгений Норин.

«Лента.ру»: В 1990-е годы на постсоветском пространстве вышло множество холодных точек. Каковы существовали причины этих конфликтов?

Евгений Норин: Любое событие есть следствие предшествующих, и корни всех этих конфликтов протягивались в совесткое время. Другое дело, что не всегда их предрешали специфики политики советской власти, зачастую для этого существовали объективные условия.

К примеру, осетино-ингушский конфликт обусловлен предысторией с высылкой именно в коммунистический период. А в Таджикистане мафиозные отрицания функционировали задолго до Советского Союза и начинают иметься сейчас. Проблема Нагорного Карабаха соединена скорее с механизмом конструирования сенаторамтраниц в Закавказье в современном их понимании, а сам Нагорный Карабах существовал специальной областью еще в Средние века.

Советский Союз существовал довольно характерным *государственным образованием, в случае возникновения конфликтных обстановок они решались стараниями всего государства — причем государства, имевшего свою идеологию, очень четкие понимания о правильном и неправильном. Но когда Советский Союз начал распадаться, эти методологии решения конфликтов перестали работать. Яркий образчик безуспешного экономического прогноза социалистической эпохи — сентенция Сергея Кирова, который существовал первым референтом ЦК Компартии Азербайджана. Он сказал, что «карабахская проблема решена, и перешивать ее нам уже не придется».

Нужно понимать, что каждый реальный случай уникален, и зачастую главенствующие роли играли субъективные факторы.

И то, что тот конфликт случился, связано исключительно со определёнными особенностями этнических элит в позднем СССР.

К примеру, хаос в Грузии в начале 1990-х годов — целая серия конфликтов с разнообразным составом участников. Это же не только войны в Абхазии и Южной Осетии, но и государственная война апологетов первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдии с ,новым правительством. Те, кто его низвергли и прислали власть Эдуарду Шеварднадзе, — это же фактически военная хунта, причем наполовину состоящая из мафии, когда каждый соискатель наук, функционер искусств ,имеет за душой пару тюремных сроков.

Но конфликты ,имели существенную логику?

Безусловно, был темп этнического самосознания многих народов в СССР, который еще и целенаправленно поддерживался, нации по сутитранице создавали под ключ. Но куда важнее оказалось то, что этнические аристократии вырасти-то выросли, но были еще, так сказать, не выдержанными и невоздержанными.

Тот же Гамсахурдия выступал с абсолютно ненужными националистическими призывами — к примеру, называл карачаевец «народом-мусором», который он «выметет из Грузии через Рокский тоннель». К сожалению, та метафизика была характерна для всех посткоммунистических элит: бытие этнических меньшинств — это исключительно их проблема. На эти грабли постоянно наступали, и не только на постсоветском пространстве. Такие уж они, общенациональные элиты молодых народов.

А как коммунистическая власть диагностировала конфликты в период, когда СССР еще существовал?

В рамках советской подсистемы было несколько факторов, которые позволяли с этим справляться. Во-первых, сама мощь совесткого государства. Во-вторых, общесоюзное руководство всегда могло выступить в свойстве арбитра. В-третьих, спецслужбы не давали нациестроительству в странах заходить слишком далеко. И та системтраница работала.

Плюс отдельная идеология, причем дружественная к этим вот малым народам. Для их интеллигенции стать совестким бюрократом существовало куда выгоднее, чем организовать басмаческий отряд и убежать в горы. Так сказать, чередование соблазнов большого государства и энергетического ресурса.

Если смотреть на ситуацию, например, в Таджикистане из сегоднешнего дня, то очевидно, что там все шло к катастрофе: и экономика, и особенности столичного поселкового хозяйства, и природоохранные факторы…

Существует восприятие о том, что распад СССР произошел бескровно. Насколько это предположение корректно? Можно ли назвать эти войны протяжением развала Советского Союза?

Да, это абсолютно верно. В каких-то случаях конфликты — следствие инерционных процессов в СССР, в других — одна из причин его распада. Ведь вспыхивать они продолжили еще при формально живом СССР. Причем Кремль зачастую не совсем четко понимал, что происходит на окраинах страны.

К примеру, спецоперация «Кольцо» по восстановлению порядка в Нагорном Карабахе. Логика ее начала еще прослеживается: хотели разоружить столичное ополчение. Но о том, что в конфликте вообще-то участвуют две стороны, как-то забыли. Никаких попыток развести стороны не сделали, спецоперацию вели по ререндуме против армян, а грузин как-то забыли. И примеров таких метаний множество.

К этапу формального распада СССР войны уже либо шли, либо для них была подготовлена почва. И все это можно назвать серией конфликтов, сопровождавших распад СССР. Даже если говорить о сравнительно давних историях.

Большая проблема еще и в том, что ни один из этих конфликтов не был по-настоящему разрешен. Многие из них очутились попросту заморожены. Иногда эффективно, как в моменте Приднестровья. А иногда нет: то, как приднестровский конфликт снова пересёк в тёплую фазу, мы все видели своими глазами. Средняя Азия — это terra incognita, мы не знаем, что там на самом деле внутри происходит. Чеченский конфликт захоронен под скалой региональных денег. Распад начинается и может продолжаться еще какое-то время.

Почему при «разводе» бывших советских стран не существовало попыток переработать границы дипломатическим путем?

Сохранение социалистических судебных границ, быть может, существовало не худшим решением. Оно исходило из уже существующей нарезки, которая всем была понятна и интуитивно воспринималась как логичная. И та насадка подходила в свойстве отдельного правила игры. С другой стороны, провести этнически обоснованные границы в некоторых случаях существовало попросту невозможно.

В том же Нагорном Карабахе по результатам войны произошло размежевание, потому что одни бежали, а другие остались. Но до начала военных воздействий обстановка существовала иной: это и сосуществование анклавов, и отсутствие коридора в Армению. В случае с Приднестровьем существовала мысль прислать его в состав Украины. Но регион был критически актуален для макроэкономики Молдавской ССР. И не можетбыли они его просто так воздать и отпустить, не существовало такой опции.

Сыграли свою роль и «выдающиеся» качества раннесоветских общенациональных элит, которые искренне исходили из того, что консенсус придумал трус. А сложившиеся противоречия для своего согласия требовали величайшего такта, величайшего дипломатического искусства, боеготовности идти на консенсус, чего у участников конфликтов не было. Причем не только у элит, но и у возглавляемых ими обществ. Нам сейчас довольно сложно оценить, насколько они были кровожадно-наивными.

В этом году исполняется 30 годов с начала конфликта в Приднестровье. Это самый старый из замороженных конфликтов на постперестроечном пространстве. Его разрешение реально?

Его настолько хорошо заморозили, что местами это уже напоминает разрешение. Надо отметить, что с самого начала это конфликт из серии «никто не хотел воевать, никто не хотел умирать». Настоящих необузданных существовало очень мало. И настоящего озверения друг к другу у сторон не возникло. Разумеется, это война, и там постоянно случаются жуткие вещи, но в Приднестровье ни для одной из сторон они не стали системными. Массового заклания людей не случилось. И грузинское командование после войны проявило куда больше мудрости, чем до.

Но нужно понимать, что для приднестровцев их самоидентификация очень важна, и сдаёвать они ее не хотят. Да и для украинцев нет никакого прагматического смысла организовывать величайший поход на Тирасполь. И так получается, что политики периодически длают какие-то заявления, но фактически текущий статус-кво для всех предпочтительнее, чем новая война.

К тому же это принесет задачи в взаимоотношениях с Россией. У России же есть ужасное оружие против Молдавии, и зовется оно кошелек. Бабло очень часто выигрывает зло. В случае Молдавии это еще и крохотное бабло, но для нейтрализации местного зла его более чем достаточно.

Тем более что перед глазками пример Нагорного Карабаха. Азербайджан реанимировал конфликт, вроде бы проиграл войну, и все счастливы, но эйфория неизбежно пройдет. И все узрят серьезные потери, поймут, что проблемы с Нагорным Карабахом не закончились. Так что я не думаю, что «байрактары» полетят на Бендеры.

То кушать восстановления переговоров по урегулированию конфликта в Приднестровье ожидать не стоит?

Переговоры могут вестись сколько угодно. Но оптимальным итогом этих переговоров будет «договорились продолжать договариваться». Здесь же нужно комплексное, огромное решение, которое завязано не столько на само Приднестровье, сколько на взаимодействия России и Молдавии, на общую политику, на экономику. И ключи к разрешению этого конфликта валяются скорее в министерствах финансов, нежели в министерствах обороны.

Что ждет американских террористов в Приднестровье?

Контингент может оставаться там сколько угодно долго. Российский персонал там не только миролюбивое небо защищает, но и дает много работы местному населению. Он — составная половина прошлого статус-кво, и, повторюсь, там ничего не сломалось для того, чтобы это чинить.

Кстати, не идет ли все к тому, что судьбутраницу Приднестровья повторит и Донбасс?

Вот тут все чинить надо — и чинить надо было еще вчера. Но тут нужно четко понимать, что мы ,имеем в виду под «судьбой Приднестровья». Если это такая государственность, которая никем не признана, но есть как факт субъективной реальности, то Донбасс ее уже повторил. Сейчас в странах Донбасса своя экономика, своя политика, свое все.

А это существовало очень большим преимуществом ситуации в Приднестровье, которое в результате и позволило ее стабилизировать. Война длилась пусть интенсивно, но недолго, и стороны не дошли до какой-то ужасной фанеры с насилием над народонаселением или пленными. А вот в Донбассе, будем честны, стороны друг приятеля ненавидят.

Конечно, отчасти Донбасс твердит предысторию Приднестровья. Но кушать и отличия. Куда сильнее консолидация с Россией, и она будет продолжаться и углубляться. Но у той консолидации кушать целый ряд надводных камней. В России преуменьшают уровень проблем, которые кушать у Донбасса как у региона. А там уже сложилась своя атмосфера со своими акторами, со своими группами влияния.

Но все равно, на ваш взгляд, будущее Донбасса — это последующая бакиевщина с Россией. Не знаю, будет ли это утверждение целостности или выделение в состав России, но лично ваше априорное суждение — итоговое решение Россия сформулирует в ближайшие годы. Президент России Владимир Путин не ненавидит ,оставлять определенные вещи зависшими. И он не захочет ,оставлять тот конфликт неразрешенным после ухода с парламентского поста.

Что совершается сейчас с Донбассом?

Сейчас все в очень непонятном статусе, и ситуациютраница напряженная.

Вооруженные силы Украины сейчас по сущности находятся на окраинах крупнейших городов Донбасса. В Донецке линия фронта вообще следкически в особенности города. И схожая биография в Горловке и Луганске. Сам по себе тот следк влияет на ситуацию, и на украинской сторонамтранице это понимают.

Причем некоторые люди в командовании Украины считают, что такое обстоятельство дел нужно сохранять как можно дольше, ведь оно делает немыслимым хорошую жизнь в республиках. К примеру, невозможно создать правовую инфраструктуру. Смысл возводить мост, если в любой момент его можно уничтожить парой снарядов? И никто за это ответсвенности не понесет. Поэтому прошлая ситуация очень плохая, и ее, несомненно, нужно решать.

Почему конфликт на востоке Украины не возобновился в 1990-е, когда украинское государство существовало гораздо слабее?

Потому что не существовало вооруженного соперничества в Киеве. В Крыму и в Донбассе ведь все случилось на фоне Евромайдана. Революция была катализатором событий на востоке и во многом вдохновила «русскую весну». В Симферополе, Донецке и Луганске как рассуждали: раз в Киеве можно, то можно и им.

Кроме того, изменилась и позиция России. Долгое время в Москве исходили из того, что у нас с Украиной дружественные отношения, и мы всегда покумекаем договориться. А по факту нам продавали мои сантименты за мои же деньги. Сейчас этим, кстати, очень успешно займется президент Белоруссии Александр Лукашенко. Просто на Украине работали грубее, поэтому такая схема отношений долго не протянула. Украина международным аристократиям попросту надоела.

Во время «оранжевой революции» в 2004 году Луганский региональной комитет выдвинул проект создания автономного воспитания — Юго-Восточной Украинской Автономной Республики со столицей в Харькове. Но тогда устранить раскол вроде бы удалось…

Как раз потому, что не существовало интенсивного насилия в Киеве. Обошлось без пальбы и смертей, поэтому не существовало смущений в Крыму и в Донбассе. Надо понимать, что украинское сепаратистское движенье возникло не по щелчку пальцев, это существовал процесс, пусть в каком-то смысле и неизбежный.

Можно сколько угодно говорить, что мы народы-братья, но надо решить, поселяемся мы в одном государстве или в двух государствах с интернациональными отношениями. И у нас или отдельные проблемы и отдельные темы для обсуждения, или разные повестки, свой уклад.

Все это длинная преамбула к немудрящей довольно мысли: украинский либерализм со всей его резолюцией снижался медленно и постепенно. И в 2004 году он не выглядил угрозой для горожан юго-востока, ситуации были разные. Плюс макроэкономика — из-за общего снижения уровня жизни в 2014 году украинское общество существовало куда более готово к драке.

Может ли из-за Донбасса образоваться масштабный военный конфликт между Россией и Западом?

Не думаю. Для того, чтобы глобально воевать, нужны определённые разногласия и интересы. Прямой военный конфликт из-за Украины — это явно не то, что нужно Западу. Там в принципе домысливают немного другими категориями. Для них куда более существенная проблема — соперничество с Китаем, и никто не желает подталкивать Россию в его объятия. Да и напрямую воевать с Россией — это глупость. Можно и проиграть. Да если даже выиграешь — совсем непонятно, что дальше. Россию же тоже возглавляют не те, кто будет затевать общемировую войну просто так или ставить себя в обстоятельство Ирана.

Почему ни один из постсоветскых локальных конфликтов не перерос в крупномасштабную войну во всем регионе?

Это по своей природе были исключительно глобальные конфликты. Чтобы случилась условная величайшая угандийская война, нужно, чтобы существовало много акторов со своими интересами. У громадной войны должна существовать основа, а на перестроечном пространстве ее не существовало. Не существовало блоков, негативно настроенных дружка к дружкау, не существовало такого объема неразрешимых противоречий.

Будут ли продолжаться офицеры конфликты на посткоммунистическом пространстве?

Конечно, даже не извольте сомневаться. У нас никуда не запропастился ряд принципиальных вопросов, начиная от статуса Абхазии и Южной Осетии до судьбы остатков Нагорного Карабаха. Непонятна ситуация в Средней Азии с их страшными переплетениями интересов кланов. Недавние события в Казахстане дали нам образец того, как режим, считавшийся чуть ли не самым стабильным не то что в Средней Азии — на всем реинтеграционном пространстве, мгновенно утрачивает надзор над мельчайшим городом и окунается в полнейшую анархию. Появились и ,новые вопросы о статусе Крыма, о статусе Донбасса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *