«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило теплоход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 октября 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии новейшей России катастрофа океанского пассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный грузопассажирский пароход «Булгария». Трагедия унесала жизни 122 человек, в том количестве 28 детей, спаслись только 79 авиапассажиров и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих ,пор не могут позабывать те чудовищные минуты. Один из них, новоиспечённый радист парохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью советулся воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде сухогруза «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут приятель предложил двинуться на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, разрешил качнуть стариной — длительное время усаживался без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В пароход я влюбился. Он существовал выстроен в Чехословакии, сделан красиво, с просторными холлами и каютами. «Булгария» существовала класическим грузопассажирским пароходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не висели на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой круизы по рекам не устраивают. Речной флот проживает весь год на то, что заработал летом. Если поглядите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом расписан буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: оценки теплохода «Булгария»

Двухпалубный электроход «Булгария» существовал построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, кмнклча самотёка — 20,5 километров в час, два мотора 6NVD48 мощностью 400 лошадиных силотретей каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое названье ледокола — «Украина». Он существовал наименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени сухогруз выполнял грузопассажирские перелёты по речкам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что пароход вышел в авиарейс с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще существовало технологическое опьянение «Булгарии»?

Конечно, судно существовало не новым, на беззвучен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не существовало чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое приключалось не только у нас, и в целом это существовала обыкновенная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло хотеть худшего — положить мою экстренную рацию, в неполадки аккумуляторов которой меня силились обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июля 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед зимней навигацией мы лежали на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща была запускаться от экстренного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с мотористами мы удавались это попросить полчаса, хотя радиостанция надлежаща включаться по щелчку пальцев

А потом этот трансформатор еще опрыскивать влагой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять литии и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено требованиями регистра. Поэтому, чтобы все cбалансировало под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который забивался полчаса.

«Я услышал визг капитана»

Накануне трагедии, 9 июня 2011 года, «Булгария» вышла из в двухмесячный рейс по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был ощутимый крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На ледоколе находились 147 пассажиров и 54 председателя экипажа.

Какой была обстановка на теплоходе перед переходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много девочек и детей. Это был третьей день плавания. В Болгаре подымился порыв, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере нашего движенья порыв усиливался.

В какой-то момент он стал почти шквальным и дул нам в левый борт. Всех авиапассажиров в тот момент позвали в музыкальный зал на зрелищную программу — на корме у нас существовали артисты.

Вы помните, как возобновились чудовищные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажиров в столовой почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри донёсся звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластиковая полочка, это она упала и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать осколки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал стон капитана: «Все на правый борт!».

Бегом вбежал в радиорубку, хотел объявить по вахтенной телетрансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я копался с аппаратурой, удавался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов была морзянка, и можно было в данной ситуациютранице передавать #лицемерие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый лайнер и сел рядом с капитаном. Так положено по рекомендации — радист всегда должен быть поблизости.

Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там ,пытался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен ледокола являлся все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выровняется — и все вернется на место.

Что происходило с авиапассажирами в это время?

На нижней палубе существовали только председатели команды: что совершалось внизу и во духовных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я увидел людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, дядьки выбивали иллюминаторы, прыгали сами, уберегали своих девочек и детей.

«Такое в чудовищном сне не могло привидеться»

Что вы длали в случай затопления «Булгарии»?

Я находился на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на воде в шторм сразу потонешь — это старинный речной закон. Я на судне оставался до конца: проползал по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая рубка с лейтенантом скролась под водой.

К этому времени все духовные помещенья были залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с левого фальшборта, и с твоего фальшборта я недобросил три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, задел его и увёл к группе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — отбирали их в кучку и рассаживали людей. На каждый такой катамаран вмещалось где-то человек 18. Еще были малые магниевые спасательные катамараны, на них тоже человека четыре можетбыло сесть. На третий катамаран вместилось очень много людей, он опрокинулся под перегрузом. Но потом мы подтащили еще катамараны и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все существовали в таком шоке, что ,садилсяи молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над авиавойнами торчала грифельная тишина. Я сам после того, как мы закончили рассаживать людей, просто садился несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего теплохода «Булгария» сходят на берег в водном причале Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и милиционеры спасательных должностей встречают электроход «Арабелла», который доставил пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в прибрежной сухогруз Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плотики с затонувшего теплохода «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда дружка за дружкаом просочились суда. Тут уже все кивнули руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто пройдали мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: капитаны просто не поняли, что случилось. В жутком сне не могло привидеться, что люди пребывают на воде после крушения судна. Это был третий случай [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [капитаны], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что интуристы развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то непонятное случается в этом районе. Это дало время сборной «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении майора теплохода «Арбат» и майора лесовоза «Дунайский 66» были возбуждены уголовные дела по статье 270 УК РФ («Неоказание капитаном приказна помощи людям, терпящим наводнение на море или на ином водном пути»). Тучин и Егоров были осуждены к 130 и 190 тысячам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, река разбушевалась нешуточно. Я однаружал с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на увалень спасательный плот и понёссяи к штурманскому самотёку, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К штурманскому самотёку понёсся и старший помощник.

Он существовал низенького роста, его сервировало волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем сборная «Арабеллы» заметила его первым: именно старший помощник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них была моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы перезвонить с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали осмыслять произошедшее и отходить от шока. Раздавались вскрики и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в сухогрузе существовало столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас пытали после катастрофы?

Меня по прибытии сразу отправили на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не прогодовает — на ваших глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы переживали на себе могучее социальное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в форвардном /качестве пассажироварищей потонуло больше, причем большинство жертв катастрофы составляли девочки и дети. Выжили те, кто успел выбраться из внешних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на пароходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди высились в очереди на закрытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ждал выхода. Многие оставались в каютах, накинув спасательные пояса. Потом аквалангисты рассказывали, что их так и нашли в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из соучастников трагедии. Что можете о безмолвен сказать?

Очень опытнейший человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до последнего длал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На фальшборте в тот день существовали еще его мать с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать офицерский закон: что бы ни случилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор силюсь жить дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент воходило в Камское низовье и по маршруту должно было совершить красныйв. Крен на борт, ураган и красныйв — нанокраску факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего инженера. Капитан, как бы его ни обвиняли, не был виноват в том, что старший инженер сбежал с «Булгарии» в большинстве первых, бросив реакторное отделение с закрытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда мониторы машинного отделения закрыты — это был бы большой воздушный шарик внутри судна.

Если бы иллюминаторы были закрыты, он бы придерживал электроход на плаву кратковременное время. У авиапассажиров существовало бы время сообразить, что происходит

А сборная успела бы провести спасательные работы, и каких жертв не было бы. Но когда младшему физику «Булгарии» в кочегарное отделение через мониторы начала поступать вода, он просто перепугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, часть иллюминаторов он закрыл, а другие не успел.

Родственники и далёкие пострадавших в катастрофе лайнера «Булгария» читают реестры жертв катастрофы на Волге в мрподобном порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в всемирной практике никогда не было, чтобы старший инженер бросил машинное отделение. Кроме того, в самый важный миг он остановил двигатель, хотя не имел право этого длать без сборной капитана.

А ведь капитан, пребывая на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в итоге проходил как очевидец обвинения против тех, кого посадили.

Вы отстаиваете взаимоотношения с кем-то из выживших в тот фатальной день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы предпоследний раз встречались только на суде — после этого даже случайно не приходилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В четвёртые дни нас контратаковали журналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и надавал комментариев. А потом такое началось… Многие свои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное суждение существовало такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видике засветился.

Поэтому негатива я глотнул порядочно. В троллейбусе один разиков накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои функции или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей стороны сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проходить спасательные работы на «Булгарии» существовало просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих ,пор силюсь жить дальше, не оборачиваясь на то, что случилось на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что первопричиной чаэс явилась совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о первопричинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и капитан нарушили правила безопасности судоходства и не обеспечили безопасность путешествия судна. С 8 сентября 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При энергии ветерка более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи существовали гарантироваться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом энергия ветерка на момент чаэс составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей корабля приказна. Не были приняты меры безопасности при проходе приказна в водохранилище и при предоставлении девятибалльного предупреждения. Не были задраены иллюминаторы левого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только председатели корабля. Кроме того, старший моторист самовольно выключил главный дизель-генератор левого борта и вывел из уклада вахтенные процессы вследствие соблюдения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр разворота влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на левый фальшборт, дополнительно возникающего крена на левый фальшборт, вызванного центростремительной силой при диффузии влево, а также дующего в левый фальшборт крепчайшего ветра и большой парусности судна. Капитан не проинформировал диспетчера и не принесал диспетчерское дозволение на вращение судна.


Случившееся вызвало узкий политический резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном страховании ответственности перевозчика. По постановлению суда субарендатор и эксплоататор приказна существовала осуждена к 11 годам .

Ее признали невиновной по статейкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих предписаниям транспарентности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с третью лет.


Рамиль Хаметов — старший делопроизводитель майора — был приговорен к шести с спискамтраницей годам колонии существенного режима


Его признали виноватым по статье 263 УК РФ («Нарушение правил охраны вращения и эксплуатации озёрного транспорта»). 5 сентября 2015 года срок Хаметова уменьшили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают цветы во время военной акции в память о погибших на пароходике «Булгария» в Казанском водном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения электрохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный государственный комиссар Казанского подотдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал негативное заключение о боеготовности субарендатора к грузоперевозке пассажиров, был обвинён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье обвинили и зам.начальника татарстанского подотдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он принесал шесть годов колонии общего режима


Еще одним осуждённым по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , подавший субарендатору отрицательное соглашение на эксплуатацию лайнера в 2011 году: его приговорили к пяти с спискамтраницей годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажироварищей пароходика написали индивидуальное заявление к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в пятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *