Губернаторы удаются делать деньги на контрреформе утилизации отходов и заводят её в тупик
В предыдущее время проектирование комбикормовых заводов (МСЗ) стало главной проблематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь мусоросжигательный завод можетесть не только взмолиться решить проблему транспортировки отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сожжении мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных *государственных субсидий.
Самым большим голкипером здесь ,является аффилированная с «Ростехом» фирма «РТ-Инвест». Также заметную функцию в создании будущего спроса утилизации мусора играют чиновники. Кто-то старается пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или перераспределение их в другие отрасли.
О интригах вокруг МСЗ можно пересказывать долго. Но если сосредоточиваться на них, то из полемени зрения достаётся один очень актуальный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, поджигать получится далеко не весь мусор. При этом доходы на возведение МСЗ потребуются колоссальные. Только вторые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиона рублей.
Смена ракурса
Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они расчитаны на сгорание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всяческий мусор может быть сожжён с точки зрения экологической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.
Потому, когда разморишь на те цифры, зарождается вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько гама было вокруг раздельного сбора, сортировки, использования вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году планируется снизить объём погребений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает проектирование ,новых полигонов для складирования отходов. Так что же меняет помойная реформа?
Похоже, что единственным новаторством станет состав акционеров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой учёт полукриминальные структуры, связанные с мэрами городов, причём, как правило, немалейших, или главами крестьянских районов. И ничего поразительного в этом нет, поскольку землёй управляли именно муниципалитеты. В эффекте руководству малейших городов можно было не зацикливаться этой темой (они выделяли земли под более импозантные объекты – оптовые цетры и малоэтажные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная проблематикатика не вставала длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и межрегионального маштаба углядел на помойном спросе громадный поток денег, который растекается в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью вероятных помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематикатика свалок теперь на личном контроле у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.
Челябинский кульбит
Наглядный пример вторжения межрегиональных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся предыстория вынырнула в частное жнивье благодаря судебному делу против новоиспечённого градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – предыстория там гораздо шире и просит отдельного рассказа. Так или иначе, но обнаружились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же модели противодействуют в других регионах.
Долгие годы в Челябинске существовала местная свалка, которую обслуживало федеральное госпредприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке существовала чуть ли не демографической катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы нормализовать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные власти, и муниципалам было экстренно приказано вывозить мусор за 36 километров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под какие условия не подписывались и быстренько разодрали контракты, что привело к помойному упадку – поддоны во сараях за считанные дни оказались переполненными. Однако региональные власти быстро нашли освободителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус общероссийского оператора по заявлению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало дополнительным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало контракт о возмездном внедрении свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом предыдущий в качестве компенсации выпадающих дивидендов получил из районного бюджета выплату в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского участка из области было спущено распоряжение проложить к космодрому асфальт за внутригородский счёт.
Вот так лихо денежные потоки из местного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством региональных сановников. Но самое главное – от этих метаморфоз не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмочки освоили бюджетные деньги да ещё получили денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора региональных сановников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.
Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что деятельности идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство нового космодрома. Однако администрация нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, сетуя на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом было объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт уменьшения и реконструкции. А для строительства нового космодрома с сортировкой и обработкой отходов администрация градоначальника Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.
Петербург тонет в мусоре
В соцсетях возникают всё новые донесения о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись бороться с преступниками порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина называется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными организаторами рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают бездарных подрядчиков, которые сгружают автобусы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по донесениям столичных СМИ, образовались долины повседневного мусора на улице 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не намереваются устранить даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт муниципальных средств. Но вскакивает другой вопрос: куда же всё-таки будут перевозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ должен утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в недостаточности дараей под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал отмену в реализации помойной реформы и мог бы снова выторговать для себя исключения. Однако бюрократии города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.