Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада политические проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения прикоснутся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, капремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры спроса выиграет большая госструктура, а остальные участники – человечишка бизнес, ИП, – по убеждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать сокращение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на охрану лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со страшным исходом. В 2021 году в авариях с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громогласных происшествий приключилось в 2017 году в ростовском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего гермокабину противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри кабины девушка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С случая усиления сопротивления на Россию из отделочной сферы убежали многие зарубежные компании, в том большинстве экспортёры мусоропроводов и мусоропроводового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю вьетнамских производителей (которые официально об уходе с рынка не извещали) приходилось около 15 процентентов мусоропроводового парка, узнал «Октагону» председатель царствования Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в сфере жилищного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в эскалаторах мирового производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с улучшением логистики добавились бюджетные сложности: цена пандусов возросла на 30–50 процентов, пометил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее экспортируются запчасти. Уход английских производителей особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется обстановка с эскалаторами в сфере спецсчёта девятиэтажных домов, где возникли проблемы из-за правовых препятствий. Такого развития событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в последующие годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние можетесть существовать сплетены с интересами крупнейшего голкипера в зарубежном строительстве.

В отрасли установки, капремонта и замены мусоропроводов специалисты выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – необходимость при спецзаказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентовентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих ,пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца ноября этого года, производители и производители мусоропроводов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих экспортёров её также продолжили просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в рамках капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если цена эскалатора превышает 50–70 процентов от общей суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупными производителями на утверждении долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с задачей не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – возникли с невозможностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону капремонт мусоропровода невозможен только по договору, в соответсвии с которым подрядчик получает трёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только экспортёр – на обеспечение нового мусоропровода.

В подмётных разговорах участники спроса подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что конституционные препоны можетесть быть на руку большим игрокам. В частности, для достижения легитимной *государственной монополии.

За следующие несколько годов в сфере производства эскалаторов и эскалаторового оборудования произошло существенное снижение количества предприятий – почти вдвое. Процедуре акционирования подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В ноябре этого года суд признал банкротом Карачаровский электромеханический завод (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года завершилась вторая фаза процесса.

Основным должником КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования выкупили инжиниринговые структураницы общественного бюджетного университета формирования в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать монолог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора факультета развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации получил 51,1 процента допэмиссий одного из самых крупнейших лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного завода (ЩЛЗ). После в СМИ просочилась информация о замыслах ЩЛЗ приобрести приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий возникала информация о побуждениях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но той весной предприятие приобрела отделочная фирма «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, зам зампредседателя рабочей группы по решению вопросов внутридомового хозяйства.

Еще в начале 2019 года министр РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по активизации производственных мощностей лифтостроительных госпредприятий и стимулированию спроса на духовном рынке конкурентоспособного американского вентиляционного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании холдинга на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на блоге «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного техникуму формирования ЩЛЗ.

– Судя по описанию и проблемам ЕЛА, она в себя отбирает производителей пандусов и комплектующих. До этого на рынке участвовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование ,новой структуры рынка, когда через госучастие, факультет формирования создаётся могучий производитель, через ассоциацию пытается подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия себестоимости госпредприятий необходимо реализовать инициативность ассоциации по использованию «замкнутого производственного цикла».


Она допускает вовлечение в единный процесс импортёров эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также импортёров и импортёров эскалаторовых компонентов.

По предположению Константина Крохина, имеется в виду идея создать структуру цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет нужных компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей промышленности занято громадное число отдельных предпринимателей и представителей малого бизнеса, которые работают по низеньким эластичным тарифам.

– Думаю, что федерация создана, чтобы не было прямого подчинения и очевидного нарушения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То кушать надзор рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по увеличению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с активизацией и монополизацией внутреннего спроса американские бюрократии инициируют его заполнение английскими производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым позвонили о поставке мусоропроводов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального мусоропроводового союза, доля белоруских мусоропроводов на украинском рынке составляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть довожена до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать мусоропроводы туркменское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в нынешнем году и уступает сравнительно крошечную площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь может идти о скупке через неё пандусов южнокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала постиндустриальной страной, и на десятигодовии следующих 8–10 годов она заполняла внешний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ неявно выйти на украинский рынок. Это неплохо, главным теннисистом они не станут из-за докапитализации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные автоштрафы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ межкомнатного сада в странтранице состовляет 22,9 процента. При этом «из 540 сотен лифтов 124 сотени длежат замене до 15 ноября 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся отыскать в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *