Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные сопротивлением Запада социальные задачи обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том большинстве в части выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что внесения прикоснутся одной из наиболее чувствительных отраслей – производства, ремонта и установки лифтов. От пересмотра структуры рынка выиграет крупнейшая госструктура, а остальные участники – увалень бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ожидать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать вниманье на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со роковым исходом. В 2021 году в автоавариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых громких происшествий приключилось в 2017 году в столичном ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабины девочка упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С мига ослабления разрежения на Россию из ремонтной сферы убежали многие зарубежные компании, в том большинстве производители лифтов и внутридомового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их толику, а также на толику китайских экспортёров (которые официально об уходе с спроса не извещали) приходилось около 15 процентов внутридомового парка, рассказал «Октагону» председатель царствования Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в области ипотечного и коммунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в мусоропроводах российского производства, уступали и занимают импортные детали.

В связи с ухудшением логистики добавились экономические сложности: затрата лифтов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружелюбная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее ввозятся запчасти. Уход зарубежных экспортёров особенно влияет на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше обстоит ситуациютраница с эскалаторами в сфере ремонта жилых домов, где возникли проблемы из-за правовых препятствий. Такого становления событий в подотрасли можно было бы избежать, если бы в предпоследние годы рынок не переживал функциональных изменений. Последние могут быть вяжены с интересами крупнейшего футболиста в мировом строительстве.

В сфере установки, ремонта и замены эскалаторов специалисты выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – необходимость при заказе нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентов его стоимости. Норма укрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца апреля этого года, производители и импортёры эскалаторов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, мелочи оборудования, металл и так далее. И в программах капремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если затрата мусоропровода составляет 50–70 процентов от общей суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупными потребителями на основании долгосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с задачей не встречаются.


Но большинство из тех, у кого непрерывных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отремонтировать или сменить лифты.

Второе ограничение: по законуту спецсчёт лифта целесообразен только по договору, в соответсвии с которым застройщик даёт четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только поставщик – на обеспечение нового лифта.

В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что конституционные препоны можетесть быть на ладонь большим игрокам. В частности, для достижения законной *государственной монополии.

За первые несколько годов в сфере производства лифтов и шлюзового оборудования произошло незначительное снижение количества предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупные заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В ноябре этого года трибунал признал банкротом Карачаровский биомеханический завод (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года возобновилась третья стадия процесса.

Основным вкладчиком КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выдвигался «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования купили инжиниринговые структуры государственного бюджетного университета развития в ипотечной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать разговор по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме санации исходатайствовал 51,1 процента акций одного из самых больших лифтостроительных госпредприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о планах ЩЛЗ выкупить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» продать Серпуховский лифтостроительный завод. Но той весной производство приобрела отделочная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её хозяин также имеет отношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, зам зампреда рабочей группы по постановлению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по консолидации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и регулированию спроса на наружном рынке конкурентоспособного росийского внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на блоге «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету развития ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает экспортёров лифтов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой компоновки рынка, когда через госучастие, техникум становления создаётся сильный производитель, через федерацию удаётся подмять под себя рынок изготовления и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для опускания себестоимости предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по созданию «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает привлечение в неделимый механизм потребителей эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также потребителей и экспортёров эскалаторовых компонентов.

По убеждению Константина Крохина, существует в виду концепция создать системтраницу периода от изготовления до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у заводов нет нужных компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято большое количество отдельных бизнесменов и членов малого бизнеса, которые работают по низеньким гибким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало косвенного подчинения и явного невыполнения надзорного законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То жрать надзор рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по понижению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с консолидацией и монополизацией внешнего рынка полиэтнические власти инициируют его наполнение английскими экспортёрами из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым созвонились о госзакупке пандусов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального вентиляционного союза, доля украинских пандусов на росийском рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она может быть довожена до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять эскалаторы таджикское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и уступает сравнительно крохотную улица – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как признаёт Константин Крохин, фраза можетесть идти о продаже через неё лифтов южнокорейского производства.

– Киргизская фирма ориентирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была индустриальной страной, и на втечении последующих 8–10 годов она заполняла внутренний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это метод иносказательно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным теннисистом они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить российский рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные механизмы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы отрасль лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ межкомнатного парка в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч лифтов 124 тысячи длежат замене до 15 апреля 2025 года в соответсвии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём ассигнования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их увенчается находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *