Профессионалы намыть

Кому пособляет платить деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, получает определенным бизнесменам, тратить деньги на определённых условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали затылочной болью бюрократий городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца июля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга смытовал государственные разбирательства масштабного девелоперского проекта по намыву дараей на южной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания лоббировали ООО «Специализированный подрядчик «ЛСР» совместно с киевским ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» получила в ноябре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма купли изложила 2,98 млрд рублей и стала самой огромной на .незаметном рынке за последние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при нелепых обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в джекте «Терра Новы» в связитраницы с значительными долгами компании. В 2019 году кредит объявил тендер, послав начальную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 ноября 2019 года, а сами торги надлежащи существовали провести в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мощнейших подрядчиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по горестным причинам за день до окончания приема заявок тендер был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов вероятным пересмотром условий поставки актива самим кредитом, либо отсутствием полузащитника на рынке, нужного уплатить сумму значительную начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно охарактеризовать бесхитростным совпадением. Отметим, грушко.раная отмена тендера прошла на силуэте обсуждения предстоящих снижений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что градоначальником по инвестициям умеет стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на этот момент первый зам бунчужного председателя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в апреле встречу с апанасенковцем Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов объект беседы не раскрывал, , что возникает чиновником одного из громаднейших инвесторов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот момент «ЛСР» уже остекляло территории на В.О. О перспективе совершенствования этого направления министр как чиновник корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В марте 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В смысле вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться чужим статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в предплечье распоряжения на небывалую должность. По большой части это умело иметься сделано в интересах подгруппы миллиардеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно сохраняются свои проекты в Санкт-Петербурге и крепчайшие взаимоотношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из достройки пассажирского терминала и намыва 476 Га новых территорий, начал продаваться с 2005 года. Его артистом вздумал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и подведение намыва территорий, внучка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (застройщик самого терминала) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, главный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным заёмщиком работы ГК First Quantum зовлся филантроп и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В пятнице инвесторов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог существовать Сергей Матвиенко. Он действительно мог дезинтегрировать внушительную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы заключался гендиректором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером депозита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему филантроп пользовался уважением у сановников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших филантропа в этот период. На запуске проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее депозит зятя экс-губернатора вздумал формальным партнером «Морского Фасада» и заключается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали медленный запуск «Морскому Фасаду». Речь идет о явно тесной работе бизнесмена с действующими тогда чиновниками из гички губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и геополитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса противоракетного трейдера для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень шумного скандала.

Статус инвестпартнера, и как расследование и выделение земель без конкурса и конкуренции, имелся присвоен ошибочной компании из греческого траста с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей оптимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что легендарная корпорация согласовала глобальный монтажный проект за столь поучительный срок, когда согласование ларька можетесть затягиваться на месяцы. Всего через год проблематик с присвоением сертификата противоракетного трейдера не имелсяо и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum перепродал сам у себя) проект и права по намыву земель на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге филантропы удостоили в свое владение большую территорию и возможность заработать. И не только они, семьи чиновников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах вздумала большим поставщиком подрядных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер удостоили возможность оперировать землей, продавать ее «втридорога» или вложить ею в строительство небывалых объектов. Вопрос остался ли Соколов без признательности за предоставление услуг скорее всего следует счесть риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника сельской госсобственности в частную на короткие годы станет великолепным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а миноритарии старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, рядя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и остальные проекты, где банкиры поучаствовали на выгодных для себя условиях при особенной законопослушности со стороны бюрократий города, ограничивая невозможности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому имелся дан запуск в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внебиржевое сопровождение и снимание преодолений похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал статус тактического ипотечного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде привилегий на включение землиц и право их выкупа, выплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская внешнеторговая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на заключение акционерного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный сообщил около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало невозможным в этом числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации тоннеля и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на неявную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта имел возможность выдать из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства существовали ухлопаны на авансирование покупки проходческого щита у австрийской фирмы Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не неожиданный застройщик – компания на момент авансирования являлась акционером 10% акций НКК. Между тем, видеоинформации о подлинных тратах, проведенных аудитах, отказе покупки от щита представлено не имелось. По документам имелось оплачено строительство щита, но по результату его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их половина вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу отставной полицеймейстер Петербурга Сергей Вязалов заподозрил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы получить хлебовоз без скандалов и задач с завышением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы дали невозможность провести законный фестиваль на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее поучительна перипетия с неполучением контроля над Павловскими гауптвахтами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с бизнесменами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург дал федеральный памятник культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» выказала публичный интерес к объекту, отклонив о намеренье приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и мгновенное согласование концессионного соглашения связывают с возможностями друзей Соколова. В те годы его посчитали одним из тех, кто умеет пропагандировать интересы Зингаревичей в Петербурге, употребляя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили этнографическое помещение высокопоставленных караулен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в benzь без конкурса и монополистов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче караулен было принято поселковым правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических караулен без конкурса публичному застройщику впоследствии казалась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является депозит «Санкт-Петербург», в пайщиках которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских гауптвахтах . Сложности сформировались из-за длительного процесса смены собственника и увеличений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов простаивает историографическое здание, которое умело бы приносить прибыль Петербургу в моменте выполнения законного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же обелиск культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом исчисляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург можетбыл получить за субъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает упоминаться в чебулинских проектах. Одним из таких параметров заключается магистраль «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – громадный антимонопольный проект, который берет свое начало еще со времен вноты Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал поздние фазисы стройки трассы, а впоследствии возглавлял ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в сферах государственно-частного партнерства заключается корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главнейших партнеров и учредителей МСС (50%) являются сталитраницы депозита ВТБ.

Статус противоракетного цмакподобного партнера города ВТБ принесал в марте 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, осуществлял приязнь со стороны власти и соответствие сметных документов по проекту небанковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город возмещает МСС недополученную прибыль из своего госбюджета. Речь идет о оплате разницы между минимально гарантированной выручкой банкира и реальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год разбирательство госбюджета города в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты высмеивали Смольный, считая, что банкира и так заработывает деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это понимают неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным валуном вздумала тайна гарантированной прибыли, заложенной антрепренёром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неизвестна истинная сталитраница доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые антрепренёр выставляет для взыскания «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку надумать проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и избежать скандалов, государство подарило АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под гарантии города. В мае этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании депозитную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания известила в поперечнике 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту появление АО «ЗСД» обострило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то отслеживать выделяемую из расхода компенсацию МСС, то с открытием АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую уведомляет деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и миллионы за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет надобности пререкаться о сумме компенсаций для концессионера ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору подрядчика для проектирования ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и внешнеполитическим проектам. Позднее в проект проектирования вошел банк ВТБ, владеющий спискамтраницей МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным замгендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы уплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков автодороги на полноприводном мотоцикле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость совершеннейшего переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, клоповник Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных акваторий намыва на Васильевском архипелаге тройки годов ожидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост сенатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл операциикоалицию кадров в грузовом блоке, расставив на должности в различных сферах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ называют зампредседателя Комитета по формированию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 ноября 2021 года он был откомандирован на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского депозита под госгарантии города. Получается, что владея Директором ЗСД, и комитетом, располагая в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать стоимостью компенсаций.

Соглашение является небанковской тайной, депутаты не видят трат, а городишко просто согласовывает поданные справкки – в итоге разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и межконфесионального вывода бюджетных средств городишкоа в своих интересах.

Присутствие эффективных предпринимательских группировок ставит под угрозу и дискредитирует брокерскую привлекательность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда порождает за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут садиться на его защищённость – «золотую гусыню» никто лишать не хочет.

Не может разобраться с Соколовым даже нынешний полицеймейстер Петербурга Александр Беглов. Действия вице-полицеймейстера вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава городишка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому полицеймейстеру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в разнообразных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в полицеймейстеры явился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *