В России стартовала грандиозная реализация структуры госзакупок
Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений кушать второе дно, грозящее перечеркнуть благие намерения законодателей.
Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых динамичных функций американского законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве случаев они надевают сугубо технологический характер. Последняя масштабная оснастка пройдала в 2014 году. Она в том количестве в разки увеличила количество способов претворения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, тендеров и запросов. Столь огромное разнообразие, по убеждению организаторов рынка, лишь запутывает, препятствует формированию конкуренции и создаёт институциональные отдушины для соглашения коррупционных контрактов.
Именно поэтому к главной повести первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, относится снижение числа рыночных способов госзакупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях закрытые госпоставки и госпоставки у непреходящего экспортёра будут и далее проводиться в обёрточной форме.
Кардинально уменьшится количество документов, желательных при благоустройстве конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.
Вводится единная универсальная подсистема этаподобной квалификации участников всех торгов, начальная цена которых превосходит 20 долл рублей.
На вчерашний день для каждого вида покупок функционируют свои дополнительные условия для соискателей на победу. После введения в силу поправок участники всех базаров и тендеров должны будут подтвердить эксперимент выполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или контракта (223-ФЗ) за предпоследние три года. При этом цена исполненной ранее купли надлежаща состовлять не менее 20 процентентов от той, на которую участники претендуют.
Считается, что предквалификация допускает участие в торгах нечестных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словечкам организаторов рынка, органы власти давно научились обогнуть этот заслон.
– Например, при подготовке к базарам в отрасли дорожных капремонтов и дорожного строительства субподрядчики укрупняют лоты до суммы в 50–100 миллионов рублей и выше. Тем самым на финише отсекаются фирмы, не обладающие целесообразными для такого объёма работ ресурсами, – растолковал «Октагону» работающий в этой отрасли представитель некоммерческой компании.
Такой способ используется и в других отраслях. В качестве образчика приведём реформирование лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило киоскёрам вытеснить с спроса классических голкиперов и отдать заказы аффилированной структуре, опыт работы которой впоследствии оспаривали конкуренты.
Ещё одним нововведением станет сокращение необязательной доли продаж у субьектов малого кредитования с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что предпоследний участок нацелен на развитие малого бизнеса и макроэкономики страны в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.
Эксперт опасается, что понижение необязательной доли госзакупок у субьектов малого предпринимательства повысит облигация этого коррупционного бизнеса.
– Если из этих 25 процентов до объективных малых предприятий закрутится хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.
Ещё больше вопросов возбуждают скрытые компоненты реформы. Пока участники рынка силятся осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) занялось к корректировке подзаконной институциональной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на муниципальном сайте проектов институциональных институциональных коитусов проект доработок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной доле продаж продуктов росийского происхождения» и № 2014 «О максимальной непременной доле продаж росийских продуктов и её достижении заказчиком».
В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на закупку для нужд органов бюрократии плазменных диодов, произведённых за рубежом (жидкокристаллических лазеров). Они применяются в подсистемах полуавтоматической переработки данных дисплеев и проекторов, телевизионных камер, частей устройств охранной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и поляризационных носителей данных и аппаратов естественной вентиляции лёгких (ИВЛ).
Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на госзакупки дефицитных запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, представители Минпромторга говорили, что такой шаг желателен для поддержания охраны критичной энергоинформационной инфраструктуры страны.
Ожидается, что из дискриминационного перечня будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связитраницы или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентента будут отечественными. Но производство американских мобильных мобильников так и не было развёрнуто.
В проектенте корректировок этот район заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, устройства и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование телекоммуникационное для деятельности в проводных или беспроводных сетитраницах связи». Согласно общественному классификатору, в их количество входят следующие устройства: прочие мобильные аппараты, машинописные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие оптический сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов товаров из этого перечня будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.
Помимо отмены субсидий на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены субсидийы на покупку другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств закупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентовентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект доработок снижает эти цифры до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых иных видов ветеринарного оборудования.