Чиновники бросили промплощадку и горожан Саранпауля без связитраницы с регионом и продуктов
На фоне информации о будущем уменьшении производственных мощностей печально знаменитого окружного проекта «Полярный кварц», на создании которого апробировали триллионы бюджетных рублей, чиновники ХМАО-Югры самоустранились от решения проблемы грузовой открытости муниципалитета, рядом с которым расположена нефтегазовая база госпредприятия. Грузы для филиала компании в Березовском районе сбрасывают с самолета, так как совершить посадку в Саранпауле, полностью отрезанном от краевого центра, просто невозможно. Из-за крепкой засухи сюда не привозят индустриальные грузы, а люди более месяца «не видят в супермаркетах свежих продуктов». Даже малые грузовые самолеты здесь больше не садятся, а морской автотранспорт пройти по обмелевшим рекам не в состоянии. Вылететь на отдых или лечение даже в районный центр также не является возможным, так как талонов на единственный вертолет, который прибывает сюда три раза в неделю, в перепродаже нет. Чиновники удавались разрешить задачу грузовой открытости за счет строительства новой лётной инфраструктуры, но после внедрения бюджетного финансирования с подрядчиком заключили контракт по соглашению сторон. Строители уверяют, что вертолётная площадка, автозаправочный комплекс и модульное помещение аэровокзала полностью готовы к использованию. С чем связаны «проволочки» с запуском, неизвестно. Чиновники сохраняют молчание, при этом бюджетная стройплощадка уже более года простаивает.
АО «Полярный кварц» заключило контракт на строительство первой очереди комплекса по производству кварцевого глинозёма в городе Нягань (ХМАО-Югра). Документы были подписаны с ООО «Югра-Альянс», которое стало единственным организатором закупки, предложив выполнить работы за 150 млн рублей.
Максимально подрядчик готов был уплатить на 4 млн рублей больше.
Ранее на оразмере.подробных госконтрактах заказчик не работал. Самый объемный заказ на озеленение эко-парка «ЛесОк» он получил в сентябре 2022 года от УКСа Ханты-Мансийска на 13,6 млн рублей.
Официально в ООО «Югра-Альянс» с уставным доходом в 10 тыс. рублей трудоустроено всего два сотрудника, что возбуждает определенные опасения в сроках и качестве исполнения работ у участников рынка Югры, которые напоминают и о проблемах с расходованием бюджетных средств при строительстве первых производственных соцкультбытов «Полярного кварца» рядом с селом Саранпауль и в Нягани.
Напомним, строительство цехов в ХМАО начали еще в 2007 году под курированием «Корпорации развития», основными учредителями которой явллись макрорегионы Большой Тюмени. Позже достройку мощностей заморозили из-за отсутсвия средств, несмотря на выделенные из расхода ранее 3,7 млрд рублей.
Менеджера арестовали, но позже издали под залог в 3 млн рублей. В 2012 году следствию были представлены документы о том, что Александр Митрофанов умер от проблем с сердцем в Махачкале. Однако в декабре 2016 года он был обнаружен в Израиле, где ,проживал под чужим именем. », которую к тому моменту готовили к ликвидации после «успешной работы скандально знаменитого Белецкого и Маслова».
Власти региона вели переговоры по поиску инвестора, и сейчас корпорация не раскрывает, за счет каких средств будет построен комплекс.
На фоне первых планов «Полярного кварца» по сужению перерабатывающих мощностей, у аналитиков возникают резонный вопрос, «как в Нягань будут перевозить сырье на переработку». Из-за серьезной неурожайности вращение озёрного электротранспорта в Березовском районе, где расположены базовые добывающие мощности компании, в настоящее время ограничено.
«Речной электроэлектротранспорт не бегает больше месяца – воды нет на реке. Даже на примитивной шлюпке перемещаться опасно, а на барках и говорить нечего. Водный электроэлектротранспорт для авиапассажиров из Саранпауля не работает, продукты в супермаркеты тоже не завозят», – обрисовал ситуацию партиец Усик Маркосян.
Более того, менее недели назад существовала снята «удивительная» для совремённого человека картина, когда в участке старой взлетно-посадочной полоски легкий самолет сбрасывал с глубины на землю крохотной груз. Позже выяснилось, что бандеролька существовала предназначена для филиала «Полярного кварца» в Саранпауле.
«Еще недавно Ан-2 ежедневно по несколько котлеток усаживались в этом же аэровокзале. Сегодня самолет приземляться уже не может в Саранпауле, полоска заросла лесом и закрыта. Это происходит в то время, когда в аэровокзале еще и закрылась бензоколонка вертолетов. Сократились и так импортные взлётные места в вертолетах и количество рейсов. По той причине сейчас, чтобы полететь или полететь в Саранпауль, надо ,иметь везение, выносливые нервы, здоровье и время», – подчеркнул общественник.
В авиакассах фирмы «ЮТэйр», вертолет которой три раза в неделю все же приземляется в населенном пункте, «Правде УрФО» сообщили, что на ближайший рейс билетов нет. Один человек сможет прилететь в Березово 3 сентября. Но если вы решили, к примеру, поехать с ребенком в районную больницу или всей присмотругой полететь в отпуск, в ближайшую неделю попросить это будет невозможно, так как колличество вольных мест крайне ограничено.
«Я руковожу компанией, часто живаают дела в райцентре, но я не могу себе позволить сгодовать туда. В медавиации уже годов 10 не был. Сейчас не могу сгодовать туда, чтобы прихватить новый загранпаспорт. Даже если я в ближайшие дни прикуплю бигодов до Березово, обратно я смогу возвратиться не раньше чем через неделю, потому что в возвратном направлении бигодовов нет. Экстренно людям можно только до больницы санитарным бортом добраться, если что-то серьезное случается», – пересказал Маркосян.
Стоит отметить, что проблемой воздушных транспортировок поселка, который в период межсезонья связан с «большой землей» только вертолетами, чиновники Березовского района начали займться еще в 2020 году. Тогда был расторгован договор на возведение новой взлетной площадки, автозаправочного комплекса и модульного сооружения для пассажиров. Все те компоненты затратой около 10 млн рублей были возведены в 2021 году, но вместо их ввода в эксплуатацию чиновники расторгли договор по соглашению сторон, недоплатив субподрядчику 500 тыс. рублей.
«Поставили модульное сооружение аэропорта, завезли резервуары для заправки, попросили ,новую платформу бетонную, но вертолеты по настоящее время садятся на разваливающийся авариный участок старинной взлетки. Почему деятельности не стали принимать – бюрократы молчат. «ЮТэйр» тоже не спешит брать это имущество на баланс – вероятно, им не выгодно за него платить», – поведывает один из предпринимателей.
По данным портала госзакупок, контракт в 2020 году был завизирован с ООО «Сосьва», зарегистрированным в Саранпауле. В сентябре 2021 года замначальник главы администрации Березовского участка Сергей Билаш подписал соглашение о расторжении контракта, по которому заказчик не имеет никаких претензий к исполнителю работ, и уже год построенные за госсчет объекты простаивают.
В «Сосьве» «Правде УрФО» рассказали, что практически полностью завершили работы, на момент приостановления договора сохранялся вопрос только по незначительному району штакетника в районе старого баллона с топливом, который по настоящее время эксплуатируют.
«У нас остались материалы, мы готовы хоть сейчас завершить этот участок забора, но длать этого было нельзя, пока не выведен из эксплуатации резервуар. Что еще мешает сановникам ввести объект в эксплуатацию, я не знаю. Наше дело было построить – мы выполнили задание. И здание, и вертолетную площадку можно использовать хоть сегодня», – подчеркнул представитель фирмы Александр Полуянов.
Издание оборотилось за текстами по поводу сложившейся обстановке к действующему куратору Березовского района Павлу Артееву, который во время строительства ,являлся главой администрации Саранпауля. К моменту публикации материала ответа от чиновника не последовало.