Какие секреты бизнеса силится не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер
Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется ,новыми миллионерами. Один из них – собственник коммерческой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах ведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.
«Наша версия» начинает роман о самых ловких и смекалистых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная девушка России, замдиректора маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).
А на восьмом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по характеристике агентства Infoline, стала самой быстрорастущей продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка фирмы выросла за год до 201 млрд рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» существует под брендом Mere. В мире числится более 2200 магазинчиков сети. Казалось бы, что может быть прибыльнее торговли продуктами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни торговцы терпят убытки, а другие вот так процветают?
«Ты помнишь, как все начиналось»
Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего значится как владелец самых оразмере.подробных половин в неуставных капиталах обширных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» сыновья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они занимаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже правительственного сайта.
В далеком 1993 году сыновья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они увлекались дистрибьюцией напитков. Их кор,порация «Ленком» экс,портировала в розницу преимущественно продукцию алтайского комбината «Пикра», который делал ликёры для PepsiCo. Один из сооснователей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло получить такого удобного партнера. Вейкулайнен и еще один правопреемник «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих ,пор работают со Шнайдерами — у них кушать крохотные доли в должностных лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал специализироваться пивом и другими спиртными напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и территории СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким смыслом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно большие производители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из секретарш «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно хлопнуло расставание с импортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, ,следует из данных территории СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали выстраивать «Светофор».
Жесткий дискаунтер
«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал интенсивную колонизацию по России, и за пару годов превратился в региональную сеть. На ..первый взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры продолжили жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, промтовары разложены прямо в коробочках и мешках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробка улицей до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главнейшие позиции показаны одним-двумя производителями, как правило крупных с нераскрученными брендами — доля знаменитых марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная себестоимость при этом надлежаща существовала быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.
Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетиотретью магазинчиков для самых бедных пластов населения. Цены там действительно ниже, чем в иных подобных магазинах, но и свойство продукта оставляет желать лучшего. В Walmart не ездят те, кто ведет здоровый смысл жизни, там нет товаров «органик», в товарах традиционно много консервантов, эндорфины и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart перепродают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, покупкой продуктов с истекающим сроком годности.
Ох, налоги, налоги!
Платить их мало кому хочется, разве что только осознанным согражданам и бизнесменам. Уровень принципиальности собственников «Светофора» мы замерять не станем, заметим только, что искусственное разделение мелкого бизнеса на малые предприятия с целью фискальной диверсификации не способствует восполнению казны, и уж никак не свидетельствует о низкой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на тысячу ООО в неодинаковых регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого провинциального ритейлера, покорившего страну: ульяновской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к таможенным притензиям со сторонамтраницы государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».
Конечно, слабо верится, что бизнес будет заботиться о благоденствии народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут питаваться качественными и дешёвыми продуктами, бизнесмены начнут честно пополнять казну, и обустроимся мы все радостно и счастливо. Все, а не только богачи из формуляра Forbes.