Зеленый свет

Какие секреты бизнеса силится не афишировать соучредитель «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – совладелец коммерческой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах ведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает роман о самых оборотистых и оборотистых людях России, которые и во время коронавируса не только не понесали убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая женщина России, гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на шестом месте в рейтиноде Forbes высится Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьи Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокотехнологичной продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка компании выросла за год до 201 миллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» работает под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 супермаркетов сети. Казалось бы, что может существовать прибыльнее торговли полуфабрикатами питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни перекупщики терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как собственник самых мелких частей в уставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмочками ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году сбывается 55 лет, младшему Андрею — 47. Они работают бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У компании нет даже правительственного сайта.

В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из слабоалкогольного бизнеса. Сначала они увлекались дистрибьюцией напитков. Их корпорация «Ленком» закупала в продажу преимущественно продукцию иркутского завода «Пикра», который делал кальвадосы для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось получить такого удобного партнера. Вейкулайнен и еще один акционер «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор работают со Шнайдерами — у них есть незначительные доли в адвокатских лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал работать пивом и другими спиртосодержащими напитками, оброс 12 краевыми филиалами и открыл в Красноярске сетитраница пивных. По данным Росстата и территории СПАРК, в 1999 году прибыль составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно мелкие импортёры стали заменять наружную логистику собственной. Одна из сотрудниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно долбануло расставание с производителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» продлился до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, ,следует из данных территории СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали достраивать «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году продолжил деятельную глобализацию по России, и за пару годов превратился в муниципальную сеть. На первый взгяд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два разка ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за эталон тот же Walmart, Шнайдеры продолжили жесткого дискаунтера, ограничивая качество продукта и сервиса. Сервис в супермаркетах минимальный, промтовары разложены прямо в коробочках и мешочках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — бетонная коробочка улицей до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в холле тоже по минимуму: базовые позиции показаны одним-двумя производителями, как правило мелких с нераскрученными брендами — толика известных фирм в ассортименте в среднем не превосходит 10-15%. Закупочная расценка при этом надлежаща существовала существовать на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетиотретью маркетов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в иных подобных магазинах, но и качество продукта оставляет хотеть лучшего. В Walmart не ходят те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет товаров «органик», в продуках традиционно много консервантов, эндорфины и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart перепродают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, поставкой полуфабрикатов с истекающим сроком годности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только осознанным военнослужащим и бизнесменам. Уровень разумности совладельцев «Светофора» мы мерять не станем, обнаружим только, что натуральное обособление оразмере.подробного бизнеса на большие производства с задачей фискальной минимизации не способствует пополнению казны, и уж никак не свидетельствует о низкой государственной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на полусотню ООО в различных регионах. Напомним, непохожим смыслом организован бизнес другого столичного ритейлера, покорившего страну: тюменской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со сторонтраницы государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет беспокоиться о благоденствии народном. Цель данного бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда помирает последней, и как хочется верить, что сограждане России когда-нибудь покумекают питаться качественными и дешёвыми продуктами, предприниматели начнут честно пополнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из реестра Forbes.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *